«Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске

35 лет назад в омском аэропорту аэроплан при посадке столкнулся со снегоуборочными машинами. Выжить удалось лишь нескольким членам экипажа. Детали и причины трагедии вспоминает «Газета.Ru».

    11 октября 1984 года в аэропорту Омск-Центральный авиалайнер Ту-154Б-1 столкнулся с тремя аэродромными машинами. Из бывших на его борту 179 человек выжили всего пять.

    Самолет выполнял рейс по маршруту Краснодар — Омск — Новосибирск, им правил опытный экипаж — проведенные в небе часы исчислялись тысячами. Всего на борту самолета находились девять членов экипажа и 170 пассажиров.

    Дул умеренный вихрь с небольшими порывами. Небо было плотно затянуто облаками, но видимость соответствовала допустимому минимуму. Готовясь к посадке, экипаж известил об этом авиадиспетчеру Андрею Бородаенко. Тот разрешил садиться.

    «Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске

    Из архива Омского областного суда

    На высоте 100 метров лайнер вышел из облаков и командир Борис Степанов дал команду о включении фар. Однако в моросящих отстоях создался световой экран, ухудшающий видимость, поэтому фары были выключены. Когда самолет заходил на посадку, командир приметил, что на взлетно-посадочной полосе что-то есть.

    На полосе работали три снегоуборочные машины. Ни проблесковых маяков, ни радиостанций для прослушивания эфира на них не было.

    Как лишь шасси коснулись полосы, экипаж смог их разглядеть, но было поздно. Развернуть самолет уже не удалось.

    «Что там на полосе?», — поинтересовался командир. «Да, отсвечивает что-то», — отозвался штурман.

    «Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске

    Из архива Омского областного суда

    На двух машинах находились емкости с керосином по 7,5 тонны каждая. Они подорвались при столкновении. От мощного удара и взрыва лайнер развернуло влево, фюзеляж разломился надвое, его передняя часть перевернулась и занялась. Искореженный самолет остановился на полосе в 95 метрах от здания аэропорта Омск-Центральный. Все произошло так быстро, что эвакуировать пассажиров было уже невозможно. Выжила лишь доля экипажа.

    «Они буквально чудом остались живы и действовали мужественно. Пытались пробиться в салон, чтобы помочь пассажирам и бортпроводникам, но дверь кабины намертво заклинило, — спустя пять лет поделился с газетой «Советская Россия» сослуживец одного из потерянных пассажиров, выпускник Омского летно-технического училища гражданской авиации. — Через форточку выбрались наружу. Зрелище, представшее им, Бородаенко неизменно назвал ужасным. Оказалось, что самолет, догнавший машины на посадочной полосе, со страшной силой отшвырнул «Уазик» далеко в сторонку. А тягачи, зацепив, потащил за собой. Начали взрываться баки с горючим и, охваченный ревущим пламенем адский «поезд» моментально превратился в незатухающий факел. Пожарные работали, не щадя себя, но от их усилий уже мало что зависело.

    Из 16 пассажиров, доставленных в больницу еще живыми, 15 скончались вскоре от тяжких ожогов».

    «В кабине автомобиля УАЗ находился техник аэродромной службы, который руководит ветродувами и проверяет коэффициент сцепления. Техник сидел на переднем сиденье, подгорел. Пожарники затушили. Водитель автомашины был на сиденье, по-моему, без головы… Я на полосе встретил окровавленного мужчину из экипажа самолета. Он ругался и произнёс, что дважды запрашивал посадку у диспетчеров. Вскоре здесь же оказался и командир самолета. Он был в одной рубашке, вооруженный пистолетом, и побежал вдоль рудежки. Я пошел за ним, опасаясь, что он вгорячах может что-нибудь наделать…» — вспоминал потом инженер Владимир Шадрин, одним из первых очутившийся на месте катастрофы.

    «Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске

    Из архива Омского областного суда

    Тушить самолет и вытаскивать трупы помогали курсанты Омского летно-технического училища штатской авиации.

    «Нам приказали собирать фрагменты тел, документы и золотые украшения. Документы и золото складывали в почтовые мешки, какие были в руках у сотрудников КГБ. Останки тел грузили в отдельную машину. Кстати, от людей, сгоревших в самолете, в основном оставались башки, кисти рук и ступни. Запомнил стюардессу, которую огнем припекло спиной к пилотской кабине», — повествовал один из них.

    Как показало расследование, Бородаенко уснул на рабочем месте — у молодого диспетчера были двое маленьких детей и он нередко не высыпался.

    Бородаенко разрешил машинам выехать на полосу, не включив световое табло «ВПП ЗАНЯТА», после катастрофы он даже не помнил, ни как дал добросердечно на выезд, ни как общался с экипажем.

    «Не помню, — признался он на суде. — Но если записи подтверждают, значит, все это было…».

    «Незатухающий факел»: как Ту-154 раскололся в Омске

    Из архива Омского областного корабля

    Бородаенко и руководитель полетов Борис Ишалов (тот опоздал на работу и инструктаж диспетчеров проводил его сменщик) были осуждены на 15 лет. Еще несколько сотрудников получили аналогичные сроки. Бородаенко, по кое-каким данным, покончил с собой в камере.

    Источник

    >