Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Николо-Дворищенский собор — самый древний святилище Новгорода после Софийского собора. Строительство начато было в 1113 году на земле Ярославова дворища по распоряжению князя Мстислава Владимировича. Освящение святилища было проведено спустя почти четверть века, зимой 1136 года.

Тогда же из Новгорода Великого был изгнан князь из Киева Всеволод Мстиславович, в итоге чего ликвидирована зависимость от киевских князей. Тот год отмечен в истории как период основания новгородской вечевой республики. Храм с тринадцатого столетия становится основным в Новгороде. Возле него вплоть до утраты городом независимости сходились новгородцы на городское вече. Статус Собора Святого Николая святилище приобрёл в московский период, а во время независимости Новгорода он значился только церковью. До времени, как собор стал основным, он по 1136 год был в распоряжении московских князей, являвшихся в Новгород. Историки находят, что ещё в одиннадцатом столетии княжеское местопребывание было перенесено с Ярославова двора на Рюриково Городище. Однако в 1136 г. в соборе венчался князь Святослав Ольгович, как бы назло новгородцам. В исторической хронике написано, что глава Новгорода Нифонт произнёс про князя Святослава что он недостоин своей невесты. Однако новгородцы не отменили обряд венчания в соборе князя.

Николо-Дворищенский святилище главенствует в списке исторических памятников Торга Новгорода, в котором значилось ещё 9 храмов. Собор представлен в виде большого дома; это трёхапсидный собор с притвором на шести столпах с 5 главами. На внешние формы повлияла София, располагающаяся напротив собора. Украшения его лицевой сторонки довольно строги, они разделены лопатками на переходы и заканчиваются закомарами.

Ремонт, фотографии. Дизайн гостиной комнаты с модными шторами, обоями .

Площадь внутри собора поделена с помощью 6 крещатых столбов на 3 помещения. Из них срединный намного вяще двух крайних; каждый оканчивается выступом, похожим на подкову. В общем архитектура храма отвечает традиции архитектуры Киева основы двенадцатого столетия.

В начальном варианте собор был украшен богатой фресковой росписью. На сегодняшний день сохранились некоторые доли фресок: картины «Страшного суда» на стене с запада, 3 святителя на главном полукруглом выступе, а также картина с Иовом Многострадальным, какая называется «Иов на гноище» на юго-западной стороне, когда сатана послал на него ужасную хворь. Изображена жена Иова, какая боясь заболеть, кормила и поила мужа с помощью палки. Сейчас этот драгоценный артефакт старорусской росписи очутился в сформированном из-за поднятия полов собора подцерковье. К этому факту стоит добавить, что за девять столетий культурный слой возрос на полтора метра.

Находящихся около фресковых росписей ступеней раньше не было. На полати можно было войти извне собора, где с юго-запада и сегодня можно увидеть следы необычного для арочных окон собора широкого проёма для дверей. Ранее находили, что вход был по подвесному коридору, ведущему от бывшего неподалёку старого дворца Ярослава Мудрого, построенного из дерева. В 2007 году коротали археологические раскопки с юга от собора, которые отменили предположение о соседстве около собора дворца. Следовательно, вместо коридора бывальщины ступени снаружи здания.

После закрытия в тридцатые годы прошлого века, собор передали в использование Государственному банку для клуба и офисов. Его вернули после завершения Великой Отечественной войны. В 1946 году глава церкви Алексий Первый подписал просьбу в Совет по делам Русской Православной Храмы при Совмине Советского Союза о разрешении восстановить пристройку с западной стороны храма и расположить в ней тёплую церковь. Просьба была одобрена. В 1953 г. на денежки паствы восстановлена звонница.

Храм снова закрыли в 1962 г., после этого в нём разместили выставку Новгородского музея-заповедника, в куполе организовали планетарий. В девяностые годы на деньги Ганзейского союза осуществили вторичное восстановление собора. В результате ремонтных работ отреставрированы 4 махоньких купола храма и сделана позакомарная облицовка крыши из меди.

>