«О Севастополе позабыли»: что имел в виду Путин

Новость опубликована: 24.10.2018

«О Севастополе позабыли»: что имел в виду Путин Путин: юридически Севастополь всегда входил в состав России

Севастополь всегда оставался неотъемлемой долей России, заявил президент Владимир Путин. По его словам, о городе «просто забыли» во время передачи Крымской области в состав Украинской ССР в 1954 году, а сама передача полуострова была «противозаконной». О перипетиях со статусом Севастополя в XX веке вспоминает «Газета.Ru».

Владимир Путин на встрече с московским мэром Сергеем Собяниным заявил о том, что Севастополь в юридическом плане вечно оставался в составе России. По словам президента, при «незаконной», как он выразился, передаче Крымской области из состава РСФСР в Украинскую ССР в 1954 году про город «попросту забыли».

Как подчеркнул глава государства, по закону решение должны были утверждать Верховные Советы двух республик и высший орган законодательной воли страны — ВС СССР, однако решение приняли президиумы указанных парламентов.

«Но даже при этом незаконном, по сути, процессе про Севастополь попросту забыли, и он не передавался из состава РСФСР в состав Украины. Он был городом центрального подчинения»,

— подытожил глава российского страны.

И действительно, постановление президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный указ президиума ВС СССР от 19 февраля 1954-го и закон СССР от 26 апреля того же года не кормят каких-либо упоминаний о Севастополе. Между тем, по документам город к тому моменту уже не входил в Крымскую область, основаниями для передачи какой Украине назывались «общность экономики, территориальная близость и тесные хозяйственные и культурные связи», а рассматривался как отдельный субъект.

Очевидно, в своих рассуждениях Путин опирался на указ Верховного Рекомендации РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года. Согласно документу, на каком строится официальная позиция России, отныне главная военно-морская база Черноморского флота относилась к категории городов республиканского подчинения с собственным бюджетом. Среди прочего, эта мера объяснялась необходимостью проведения ускоренного восстановления города, сильно пострадавшего во время Второй мировой войны. Это фиксировалось в отдельном постановлении. Оружия направлялись из Минфина и других учреждений РСФСР.

В 1968 году порядок финансирования Севастополя был изменен. С этого момента и до распада края оно осуществлялось под руководством Совмина СССР без участия украинского Совмина.

Решение 1948 года о выделении Севастополя в отдельную административно-территориальную кол, однако, не было закреплено в конституции РСФСР, которая, в отличие от современной, не содержала перечня городов республиканского подчинения (в сегодняшнем варианте — федерального смыслы). Если верить доводам сторонников украинской принадлежности Севастополя, статус города республиканского подчинения в рассматриваемый период имел несколько иной смысл, нежели позднее, и не влиял на административное деление. В качестве доказательства приверженцы этой версии приводят гражданские документы 1960-х годов, на каких региональное подчинение Севастополя прописано четко — Крымская область. Севастопольские народные депутаты в 1948-1954 годах продолжали заседать в Крымском областном рекомендации, напоминают они, а следующими инстанциями учреждений власти после городских были областные.

Они также опираются на украинскую конституцию 1978 года, в какой Севастополь указывался как один из двух наряду с Киевом городом республиканского подчинения УССР. В принятой в том же году российской конституции аналогичный статус в РСФСР имели лишь Москва и Ленинград. Иное «доказательство» — сборник «СССР, Административно-территориальное деление союзных республик на 1 июля 1967 года», который относил Севастополь к УССР. Приверженцы противоположного подхода на ситуацию убеждены, что сведения из издания нельзя считать подтверждением подчинения города Украине.

21 мая 1992 года постановление президиума Верховного Рекомендации РСФСР о передаче Крыма было отменено (признано не имевшим юридической силы) уже ВС России «как принятое с нарушением конституции РСФСР и законодательной процедуры».

«Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР этого факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отрекаются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме линией межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения», — говорилось в документе за подписью председателя ВС Руслана Хасбулатова.

Украинская сторонка традиционно настаивает, что границы области с момента ее передачи в УССР и до прекращения деятельности СССР были тождественны территории Крымского полуострова. Это не отвечает действительности не только в случае с Севастополем. В 1955 году в состав соседней Херсонской области была передана северная доля Арабатской стрелки — узкой, но длинной косы в северо-восточной части полуострова.

Крымская область была образована 30 июня 1945 года в итоге упразднения Крымской АССР после депортации крымских татар. Существует полуконспирологическая версия о причинах, побудивших первого секретаря Никиту Хрущева возвысить вопрос о передаче Крыма в УССР. Согласно ей, после Гражданской войны фактически лежавший в руинах из-за интенсивных военных действий полуостров был восстановлен на деньги, выделенные еврейскими организациями в обмен на создание в Крыму какое-то время спустя еврейской самоуправления. Путем передачи Крыма Хрущев якобы освобождался от принятых его предшественниками обязательств.

Источник