ОБ ОТСТАВАНИИ РУСИ ОТ ЕВРОПЫ.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
ОБ ОТСТАВАНИИ РУСИ ОТ ЕВРОПЫ.
ОБ ОТСТАВАНИИ РУСИ ОТ ЕВРОПЫ.

ОБ ОТСТАВАНИИ РУСИ ОТ ЕВРОПЫ.

Храм Николая Чудотворца в селе Каменское датируется 20-30 гг. XIV в. и частично сохранилась до наших дней, в это же время, московский князь Иван Калита строил первые каменные святилища в кремле, через десятки лет после монгольского нашествия в Северо-Восточной Руси возобновлялось каменное строительство. Село Каменское, где выстроен Никольский храм, впервые упоминается в первом завещании Ивана Калиты, которое датируется 1325 годом, и названо там «Каменичьским», в XIV в. оно воображало собой небольшое укрепление мысового типа.

Никольская церковь была невысокой и довольно неказистой постройкой. Она полностью уложена из белого камня, большинство блоков обработаны в «получистой» технике, гладко вытесаны лишь детали портала, цоколя и закомар. Был замечен дефект в разметке плана церкви: юго-западный и северо-западный углы не вполне прямые, стены её имеют заметную дисторсию (бочкообразны). Образцово в то же время, на другом конце Европы заканчивалась чистовая отделка собора Парижской Богоматери, который стал одной из перлов европейской готики.

Смотря на эти два храма понимаешь, насколько большим и, казалось, безнадежным было отставание Руси от стран Европы, как финансовые и людские ресурсы французского короля превосходили ресурсы московского князя. Скорее всего, французский король даже не ведал о существовании, на покрытом лесом краю Европы, Московского княжества.

Да, отставание Руси было налицо, монгольское нашествие на многие годы приостановило и даже отбросило назад развитие русских земель. Русские княжества бывальщины покорены и вынуждены платить дань ордынскому хану, а князья ездили за ярлыками на свои княжения в далекую, степную ставку хана Золотой орды. Все это многим нашим современникам представляется унизительным, отчего некоторые скатываются к фэнтезийной истории, где утверждается, что монгольского нашествия и ига не было, где рождается миф о Великой Татарии – огромном славянском стране, а ордынские ханы в этой истории становятся русскими князьями.

Эти люди не могут ответить на сказанные с ядом слова русофобов: « Русь – вассал Орды!». А я произнесу, что не надо этого стыдиться и придумывать мифы, надо изучать и знать этот тяжелый период в истории России. Да, московские князья унижались и лукавили, платили дань и водили рати, по воле хана. В то же время строили города и монастыри, расчищали леса, привлекали переселенцев из западнорусских земель, вставали бюстом на защиту русских земель от Литвы, шведов и татар, завоевывали и скупали соседние княжества, «собирая» русскую землю и наполняли серебром сундуки в подклетах приземистых московских святилищ. И Русь выжила и встала с колен, что кажется чудом, да это чудо, которое ежедневно творил русский народ.

Строитель Никольского святилища в селе «Каменичьском» московский князь Иван Калита верил, глотая кумыс и улыбаясь хану, что его потомки выйдут в степь, поднимутся во весь свой рост и скажут владыке Орды: «Ты не пройдешь!», потом повернутся на Запад и бросят вызов польскому королю, указывая на захваченные его предками русские земли: «То отчина наша!», а затем от пустотелее Полтавы погонят свейского короля в его скандинавские болота, покончив с великодержавием шведского королевства.

Наконец, спустя столетия после кончины московского князя Ивана, поведет свои орды на русскую землю новый император Запада – Наполеон Бонапарт и как не раз случалось до него и будет после, найдет враг на Руси только битвы, холод и смерть от рогатины в жилистых руках русского ополченца.

И вот уже деловито заколачивает табачок в трубку усатый рязанский гренадер, чуть улыбаясь и смотря на то, как казаки пугают парижанок, гарцуя на своих дончаках у собора Парижской Богоматери, достроенного, образцово, в то же время, когда Иван Калита смотрел, щурясь от лучей весеннего солнца, на свой новый, приземистый и неказистый, но какой то родимый храм Николая Чудотворца в селе Каменичьском, смотрел и верил…

Алексей Чикан.

>