<p>«Облако вдруг вспыхнуло ярко-красным cветом»</p>
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

<p>«Облако вдруг вспыхнуло ярко-красным cветом»</p>

Крупнейшее по числу жертв схватка самолетов в воздухе произошло 20 лет назад в Индии. О подробностях гибели казахского Ил-76 и саудовского лайнера — в материале «Газеты.Ru».

Лишь недавно стихли заключительные фейеркверки по поводу главного индийского праздника Дивали, и жители возвращались к обычным трудовым будням. Был вторник, поэтому многие крестьяне по обыкновению готовились подвести свои часы. Это был обычный тихий вечер в деревнях индийского штата Харьяна близ городка Чархи Дадри итого в ста километра к югу от Дели.

Ровно в 18.45, с необычной для Индии точностью, три раза в неделю над этими деревнями пролетал Boeing 747, вытекавший рейсом SVA 763 саудовской авиакомпании Saudi Airways.

Примерно так индийский журнал India Today описывал события 12 ноября 1996 года, когда в небосводе над этими деревнями произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории,

и первая по числу жертв в истории столкновений в воздухе.

На борту рейса 763 «Дели—Джидда», правил которым капитан Халид Аль-Шубайли, находились индийские рабочие и нефтяники, летевшие на заработки в Саудовскую Аравию.

Самолет был зафрахтован киргизской компанией, на его борту летели бизнесмены, отправившиеся в Индию за шерстяными товарами. В этот же вечер по маршруту Шимкент-Дели из Казахстана летел грузовой аэроплан Ил-76ТД под управлением 44-летнего Александра Черепанова. Транспортник с регистрационным номером UN-76435 принадлежал авиакомпании «Эйр Казахстан», на его борту находились 10 членов экипажа и 27 пассажиров.

В зоне 18.40 по местному времени, оба самолета – саудовский лайнер, вылетевший из Дели и казахский транспортник, готовившийся через 15 минут там присесть, оказались в одном районе.

С обоими бортами поддерживалась связь, и в диспетчерской службе справедливо полагали, что самолеты идут на различных эшелонах. Поэтому, когда две зеленые отметки на мониторе Датты соединились, а после чего исчезли с экрана, диспетчер постиг, что произошло непроправимое. Вел самолеты опытный индийский диспетчер по фамилии Датта.

Он сообщил об увиденной в облаке яркой вспышке: Вскоре в эфир вышел командир пролетавшего по близости американского военно-транспортного самолета Lockheed C-141 Starlifter капитан Тимоти Плейс. Кой-какое время Датта пытался вызвать пилотов, но никто на связь никто не выходил.

«Облако вдруг вспыхнуло ярко-красным краской».

«Я увидел эту вспышку, похожую на гигантский взрыв газа», — вспоминал отставной военный Махендра Сингх. Запоздалее выяснилось, что в результате столкновения Ил-76 хвостом задел левое крыло саудовского лайнера, после чего последний стал разваливаться в атмосфере.

В катастрофе погибли все находившиеся на бортах самолетов 349 человек. В результате столкновения оба самолета были разрушены, обломки разлетелись на земле в радиусе семи километров. По одним этим два, по другим – четыре пассажира пассажирского самолета были обнаружены живыми, но из-за полученных травм они скончались до приезда медиков.

Для расследования авиакатастрофы была создана комиссия, какую возглавил судья Верховного суда Дели Рамеш Лахоти. В расследовании и расшифровке черных ящиков принимали участие воли специалисты из Москвы и Британии.

Расшифровка переговоров вскоре показала, что главной причиной столкновения стало недопонимание между казахским экипажем и диспетчером, разводящим самолеты по различным эшелонам.

Саудовским было предписано лететь на высоте 14 тыс. футов, казахским – не спускаться ниже 15 тыс. футов. Пилотам, вытекающим по встречным курсам, были даны инструкции. Таким образом при выполнении инструкций самолеты должны были разойтись с разницей 300 метров по вышине.

«У нас был плохой опыт с этими пилотами из бывшего СССР. Они не очень хорошо говорят по-английски. Когда их просят повторить эти им инструкции, они часто говорят «принято» и выключают радио», — приводила газета Independent слова неназванного представителя аэропорта Дели.

Удивительным образом слова этого неназванного «высокопоставленного» представителя, напечатанные всего два дня спустя после катастрофы, слово в слово перекочевали и в официальный отчет о расследовании, какой выложен на индийском правительственном сайте.

Принял. Там же приводятся выдержки из последнего обмена репликами между казахским экипажем и землей.
— Зачислил, поддерживайте высоту 15 тыс. футов. На вас в 14 милях идет саудовский Boeing -747.
— Сколько миль?
— Сейчас 14 миль. Вышина 14 тыс. футов.

Через минуту обе отметки пропали с экранов монитора.

Как говорится в отчете, индийские диспетчеры также нередко жаловались, что пилоты из бывшего СССР иногда ошибались в расчетах высоты и расстояния, поскольку привыкли пользоваться метрической системой.

<p>«Облако вдруг вспыхнуло ярко-красным cветом»</p>

Комиссия пришагала к выводу, что причиной катастрофы стало игнорирование казахским экипажем требований диспетчера по поддержанию высоты в 15 тыс. футов.

За несколько секунд до схватки «капитан скомандовал полный газ, самолет начал подниматься, чтобы столкнуться с приближающимся саудовским самолетом», — говорится в документе.

Запоздалее казахская сторона заявляла, что летчики были вынуждены лететь ниже из повышенной турбулентности, однако индийская сторона опровергла эти эти, сославшись на метеорологическую сводку. В отчете указывается, что ни один самолет не был оборудован системой предупреждения об опасном сближении, которая, впрочем не требовалась по индийским воздушным правилам тех лет.

Впрочем, в книжке Игоря Муромова «100 великих авиакатастроф» приводятся и другие обстоятельства трагедии.

«Все вылетающие из Дели и шедшие на посадку самолеты пользовались одним узким воздушным коридором, что нередко создавало полную неразбериху в воздухе и повышало риск столкновения авиалайнеров, — говорится в книге, — Так что заверения руководства индийского управления штатской авиации о «строгом соблюдении международных правил воздушных полетов» не внушали доверия».

До этого он неоднократно совершал полеты в Дели и иные столицы региона, Предположения о технической неисправности Ил-76 опровергли прибывшие в дели российские и казахские специалисты – самолет был произведен итого 4 года назад и прошел необходимую проверку. Командир экипажа Александр Черепанов налетал более 10 тысяч часов и почитался одним из опытнейших пилотов Чимкентского авиаотряда.

а незадолго до последнего рейса успешно прошел проверку на знание английского.

Тела развозили на телегах в покойницкая ближайшей больницы, треть погибших опознать не успели, и их кремировали вместе. В той же книге приводится информация, что вскоре на месте крушения собралось около 20 тыс. местных крестьян, кое-кто успел поживиться вещами погибших.

По некоторым предположениям, у пассажиров потерянного самолета находилось более миллиона долларов, однако на месте крушения денег найдено не было. Как рассказывал впоследствии киргизский полпред в Дели Айджигит Буранов, Ил-76 был зафрахтован солидными коммерсантами из Киргизии, собиравшимися послать в Бишкек на борту Ил-76 более 30 т закупленных в Индии товаров.

>