Очерк истории армянской общины Петербурга

Новость опубликована: 08.05.2017

Очерк истории армянской общины Петербурга
Очерк истории армянской общины Петербурга

Очерк истории армянской общины Петербурга

Первые письменные подтверждения о деятельности армян в Петербурге относятся к 1707-1708 гг., когда представители армянских торговых домов обратились к Петру Великому с мольбой дать разрешение торговать с немецкими землями (Священная Римская империя германской нации) напрямую из Санкт-Петербурга. Так к 1710г. в городе основалась небольшая колония армянских купцов, которые занимались выстраиванием новых торговых путей, выводя Россию на европейский базар, а европейские товары – на российский. Понимая важность армянского присутствия в Петербурге, в 1711 г. Петр I дал Сенату указ: «Армян как вероятно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Армяне города объединились в общину и стали неотъемлемой долей истории Северной столицы.
«Ձեւ Սանկդ Պետրբուրգու եկեղեցւոյ Հայոց, որ կառուցեալ է անուամբ կուսին Կատարինէի 1780 ամին եւ արդեամբ փորագրալ Յարութիւն Աստուածատուրեան Վաղարշապատեցւոյ»։ Հայկական փորագրապատկերներ (ԺԹ դարի առաջին քառորդ, Վենետիկ, Ս. Ղազարի դիւան)

Во поры правления императрицы Екатерины, главами армянской общины стали представители известного рода Лазаревых. Благодаря их усилиям в 1771-1776гг на Невском проспекте по проекту зодчего Фельтена была возведена Армянская Апостольская Церковь Святой Екатерины, вокруг которой позже сформировался ансамбль домов армянской церкви. Церковь стала центром армян Петербурга, и при ней были основаны первая армянская типография (1780г.) и армянская школа (1800г.). В 1793г. на Васильевском острове была освящена храм Святого Воскресения, и рядом открылось армянское кладбище.

В ХIХ веке среди армян города значительное число представляла интеллигенция, военные, торговцы, ремесленники, ювелиры и строители. В историю Армении и России взошли имена многих сыновей армянского народа, жизнь и деятельность которых была связана с Санкт-Петербургом. Известные семьи Лазаревы, Абамелики, Деляновы, внутренний предводитель российских армян архиепископ и князь Иосиф Аргутинский, генерал М.Т. Лорис-Меликов, В.О. Бебутов, А.А. Тер-Гукасов, адмирал Серебряков и др.
Уже во другой половине ХIХ веке в Петербурге была многочисленная, активная и прекрасно образованная армянская молодежь, обучающаяся во многих высших учебных заведениях столицы. В последующем многие из них сыграли значительную роль как в деле становления и укрепления армянской государственности и культуры, так и развития российской культуры и армяно-российских связей. Среди них популярный художник, крымский армянин И.К. Айвазовский, поэт и мыслитель М. Налбандян, архитектор А. Таманян, художники Г. Башинджагян и В. Суренянц, композиторы М. Екмалян и А. Спендиарян, историки Н. Адонц и Я. Манандян и т.д.

Город сам проявлял большенный интерес к изучению армянской культуры и истории. В Санкт-Петербургском университете началось преподавание армянскому языку (1818г.), по высочайшему указу Николая I была основана кафедра армянского стиля (1844г.), производились научные экспедиции в Армению, издавались литературные сборники и т.д.

Новый этап в жизни армянской общины завязался после революции 1917г.. Армянская диаспора Ленинграда заняла в областях науки, техники, культуры одно из ведущих пунктов. Тесные культурные связи между Ленинградом и Ереваном стали традиционными на многие десятилетия. Выдающиеся деятели науки и цивилизации, такие как инженер О. Адамян, братья Орбели, астрофизик В. Амбарцумян, артист В. Папазян, востоковед Ю. Петросян и многие другие, сидели во благо развития нашего города. В блокадной летописи великого города-героя Ленинграда были и армянские имена, а все послевоенные десятилетия армянская диаспора в Ленинграде продолжала с целой отдачей работать во всех важнейших проектах, как города, так и Советского Союз.

Возрождение духовной жизни армянской общины завязалось в конце 80-ых ХХ века. Стараниями архиепископа Езраса Нерсисяна и видных деятелей община сплотилась вокруг церкви и отрылась новоиспеченная страница в истории армянского Петербурга. Для сохранения национально-культурных традиций и развития армянской культуры были открыты разные учреждения, а храмы Святой Екатерины и Святого Воскресения вновь приоткрыли свои двери перед верующими. При церкви работает Учебно-воспитательный середина им. Лазаревых, Российско-Армянский культурный центр «Вернатун», газета «Аватамк», библиотека, Совет ветеранов, молодежная организация «Нор Серунд», танцевальный ансамбль «Наири», дамский совет «Св. Рипсимэ», пекарня.

Сегодня численность армян в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет приблизительно 100 тысяч человек.


Ответить