«Огненный таран»: сколько советских пилотов повторило подвиг Гастелло во время войны

Новость опубликована: 23.05.2019

 «Огненный таран»: сколько советских пилотов повторило подвиг Гастелло во время войны

Public domain «Огненный таран»: сколько советских пилотов повторило подвиг Гастелло во время войны

С первых дней войны Красная армия проявляла массовый героизм, пытаясь затормозить продвижение неприятеля. Не оставались в стороне и военно-воздушные силы. Широкое распространение получили тараны, в том числе огненные, с помощью которых уничтожалось большенное количество живой силы и техники противника.

Оружие русских

Классический воздушный таран – это направление своего самолета на противника. Впервые его применял в сентябре 1914 году штабс-капитан Петр Нестеров. На вышине более 500 метров летчик направил свой моноплан на самолет австрийцев. С тех пор наши пилоты стали часто употреблять этим способом ведения боя.

Особое распространение таран получил во время Великой Отечественной. Наши летчики пользовались им при израсходовании топлива и боеприпасов или в случае выхода из построения оружия.

Разновидностью тарана является огненный таран. Он использовался при значительных повреждениях самолета, когда было понятно, что летательный аппарат ждет неминуемая крах. Летчик в такой ситуации стоял перед сложным выбором: или не выполнить задание и попасть в плен, или ценой собственной существования уничтожить врага. Нередко выбирали второе. В таком случае самолет направлялся в скопление живой силы и техники неприятеля на земле или в водную цель.

Огненные тараны пилоты совершали на всех этапах войны. Были они и во время летних сражений 1941 года, и при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, в сражениях на Курской дуге и Днепре, в Белоруссии и Польше, а также уже после разгрома Германии – в кампании против императорской Японии.

«Камикадзе» по-советски

Огненный таран спрашивал от пилота особого мастерства, необходимо было обладать железными нервам и готовностью к самопожертвованию. Главный маршал авиации Александр Новиков сообщал, что таран – это наивысшее проявление морального фактора, который не мог учесть противник.

За время Великой Отечественной войны отмечено возле 600 случаев таранов, из них 506 – наземной цели. В списке пилотов, совершивших огненный таран, значатся более 450 человек. Итого же за четыре года было совершено 237 подобных таранов. Расхождения в количестве летчиков и случаев огненного тарана объясняется тем, что в летательном аппарате в тот момент было по 2-3 человека.

В очень редких случаях шедшие на огненный таран пилоты оставались в живых. Один из таких счастливчиков – лейтенант С.И. Колдыбин. Он устремил загоревшийся самолет на немецкую переправу через Днепр. Взрывной волной летчика выбросило из машины. Всего после огненного тараны выжили лишь шесть пилотов.

На неприятеля!

Первым полыхающий самолет на противника направил 27-летний старший лейтенант Петр Чиркин. Это произошло в разгар боя у города Стрый на Западной Украине. Символично, что собственный подвиг он совершил в первый день войны – 22 июня 1941 года. Истребитель И-153 ворвался прямо середина немецкой танковой колонны.

Навсегда вписан в историю русской воинской славы и подвиг экипажа капитана Николая Гастелло. 26 июня два бомбовоза ДБ-3ф вели обстрел колонны немецких танков у Радошковичи-Молодечно. Самолет Гастелло облетел бронетанковую группу Вермахта, стоявшую у цистерн с горючим.

Аэроплан уже уходил от цели, как вдруг в топливный бак летательного средства попал снаряд. Спустя несколько секунд самолет оказался объят пламенем. В этот момент Гастелло раскатал его и направил его в скопление танков.

В сентябре 1941 года первый и пока единственный раз в истории таран совершила женщина. Пилот Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 сумела уничтожить один истребитель фашистов, а затем пошла на таран второго. От удара «Мессершмит» разломился напополам, а сама летчица погибла.

Бывали случаи и морских огненных таранов. Так, экипаж майора Меркулова 19 марта 1945 года вышел в полет для нанесения удара по конвою, доставлявшему подкрепление в Курляндский котел. Аэроплан атаковал суда, но был поврежден пулей противника и загорелся. Экипаж направил летательный аппарат на корабли немцев. Все летчики погибли.

Награды для героев

Несмотря на то, что тараны, вводя огненные, не были предусмотрены уставом, советское командование относилось к ним в целом положительно и считало проявлением героизма. Соответственно, пилоты, пошедшие на таран, практически всегда получали награду.

Прославлять пошедших на таран авиаторов Совинформбюро начало после подвига Гастелло. Командование Алой армии использовало его пример в пропагандистских целях. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.


 «Огненный таран»: сколько советских пилотов повторило подвиг Гастелло во время войны