Операция ЦРУ «Проект Альфа»: кто угнал советский Як-23 в США

Новость опубликована: 06.07.2019

Операция ЦРУ «Проект Альфа»: кто угнал советский Як-23 в США

Операция ЦРУ «Проект Альфа»: кто угнал советский Як-23 в США

В этап корейского конфликта советская военная авиация привлекала самое пристальное внимание США. Один самолет — реактивный истребитель Як-23, использовавшийся весьма узко — привлекал особенное внимание американского руководства. Как считали тогда американцы, из-за режима высочайшей секретности. В 1953 году ЦРУ разработало и прочертило операцию по угону самолета, однако ожидания США не оправдались.

Операция «Проект Альфа»

Многие документы о событиях пятидесятых годов до сих пор остаются засекреченными, потому информации немного. Одним из первых об этом в своей статье для журнала «Planeta» написал профессор Чедомира Йанич, занимающийся историей авиации. Дело было так.

В начине 1950-х некоторое количество Як-23 состояло на вооружении стран соцлагеря: Венгрии, Румынии, Болгарии и Польши. Сознавая невозможность похищения самолета из СССР и сложность его «добычи» в небосводе над Кореей, американская разведка решила действовать именно через страны Восточной Европы. Чтобы минимизировать неприятные интернациональные последствия, всю операцию решено было провернуть чужими руками.

Некоторое время велась работа по поиску перебежчиков в соцстранах — довольно алчных, желательно одиноких и с антикоммунистическими политическими убеждениями. Такой был найден — им стал румынский пилот Михай Дьякоану. 24 июня 1953 года он на своем Як-23 во пора штатного сторожевого полета покинул воздушное пространство Румынии и приземлился в Югославии.

О судьбе пилота известно немногое — он был вывезен в США представителями ЦРУ, где получил новоиспеченное имя. Самолет же был отправлен на один из югославских испытательных полигонов, где с него были удалены все опознавательные знаки. Полный комплекс испытаний вводил 21 полет общей продолжительностью 9 часов с участием югославских пилотов. Один из них, капитан Водопивец со ссылками на неназванные ключи в высшем руководстве ВВС Югославии, в своем интервью интернет-порталу Air Combat Information Group рассказал и о дальнейшей судьбе истребителя.

Як-23 с американскими звездами на крыльях

В октябре завязались переговоры о передаче угнанного самолета США. Условием были поставки в Югославию новейших американских самолетов Т-33, F-84 и F-86. Договоренность было достигнуто, и разобранный истребитель отправился за океан. Там он был собран, отмечен американской символикой и испытан. Большого впечатления на янки машина не произвела.

Як-23 расценивали и в СССР как не самый удачный опыт. Именно поэтому самолет оказался в Восточной Европе — неподалеку от рубежи с Югославией, с которой в тот момент произошло очередное охлаждение отношений.

После испытаний американцы самолет разобрали и вернули Югославии. Югославы огласили о румынском пилоте-перебежчике в новостях. Румыны промолчали. А в СССР сделали вид, что ничего не было, так как с 1951 года, после передачи машины Румынии, аэроплан не состоял у них на балансе. Больше всех в ситуации выиграли югославы, сумевшие испытать советский самолет и получить контракт на поставку американской авиатехники.


Операция ЦРУ «Проект Альфа»: кто угнал советский Як-23 в США