Операция «Деньжата»: как янки заполучили советский истребитель МиГ-15

Новость опубликована: 23.12.2019

Операция «Деньжата»: как янки заполучили советский истребитель МиГ-15

Операция «Деньжата»: как янки заполучили советский истребитель МиГ-15

Война в Корее стала не только первой горячей точкой в ходе холодной брани, но и полигоном для испытания новейших образцов военной техники, созданной с учётом боевого опыта Второй мировой. Советский Альянс предоставил вооружённым силам Северной Кореи новейший истребитель МиГ-15, которым тут же заинтересовались американцы. Чтобы заполучить русский аэроплан для его изучения, военные США не поскупились на подкуп лётчиков.

МиГи в Корее

Самолёт МиГ-15 был разработан конструкторским бюро А. Микояна и М. Гуревича в 1946-1947 годах. По сравнению с крылатыми машинами, применявшимися в Великой Отечественной брани, истребитель отличался более продвинутым устройством – стреловидное крыло и осесимметричное расположение двигателя в хвосте. Самолёт официально был зачислен в эксплуатацию в 1949 году – за год до начала Корейской войны. В этом конфликте активно участвовала авиация обеих сторон. Отправленными на фронт МиГами управляли как советские, так и корейские лётчики.

«МиГ-15 <…> пришлось срывать налёты стратегических бомбардировщиков B-29 и истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84, – помечал исследователь Алексей Шутёмов. – В ходе конфликта выяснилась неэффективность поршневых B-29 и их оборонительного оружия против реактивного истребителя».

Один-единственным серьёзным противником русского самолёта стал истребитель 1947 года North American F-86 Sabre. Понимая, что советская машина имеет цельный ряд преимуществ, командование НАТО решило во чтобы ни стало получить образец МиГ-15 в свое распоряжение.

Операция «Деньжата»

Расчет янки строился на том, что далеко не все советские и корейские пилоты – ярые приверженцы коммунистической идеи. А значит, ничто человеческое им не чуждо, и их можно подкупить. Так показалась идея операции «Мула» (Operation Moolah, в русском переводе «Деньжата»). Военные США отпечатали листовки для вражеских пилотов на русском и корейском языках. Им предлагалось перелететь к противнику и получить за это вознаграждение. Обращаясь к русским, авторы оперировали такими понятиями, как «независимость» и «смелость», и предлагали им «начать новую жизнь».

«Вот Ваша возможность! Избавьтесь от коммунистического ига! Летите на своём реактивном самолёте к независимому миру! Свобода и вознаграждение ждут вас впереди», – было напечатано в листовке крупным шрифтом.

Более мелкими буквами сообщалось, что генерал Марк Кларк, главнокомандующий вооружёнными мочами ООН на Дальнем Востоке, гарантирует перебежчикам «убежище, защиту, человеческую заботу и внимание». От лётчиков даже не требовалось называть своего натурального имени.

В конце листовки указывалась сумма награды за самолёт, посаженный «в полной боевой готовности», – 50 тысяч долларов. Денежки, стоит заметить, не слишком большие, учитывая практически неизбежную необходимость переезда из Кореи в США и обустройства на новом месте жительства.

Итог

Ни один из советских лётчиков не поддался на «буржуазную пропаганду». Зато корейцы, не так долго жившие при коммунистическом правительстве, оказались «немощным звеном». 21 сентября 1953 года пилот Но Гым Сок – самый молодой на тот момент лётчик корейских ВВС – приземлился на аэродроме Кимпхо в Полуденной Корее. За угнанный им МиГ-15 американцы заплатили ему 100 тысяч долларов. Однако перебежчик утверждал, что бежал с севера вовсе не по вину алчности. Дело в том что на юге Кореи осталась его мать, и юноша хотел с ней воссоединиться. Кроме того, Но Гым Сок заявил, что не хочет больше существовать с «красными лжецами». Особо негативное впечатление произвели на него русские союзники:

«Советская пехота в грязных, слишком вящих гимнастёрках быстро утвердила мою антикоммунистическую позицию. Они были отсталые, неграмотные, жестокие, не привыкшие к гигиене, дикие крестьяне, отбросы из отдалённых крышек «Советского каменного века», – писал Но Гым Сок в книге «На МиГ-15 к свободе».

Корейский пилот уехал в США, где взял имя Кеннет Роу и сделал карьеру на нива авиаинженерии в крупнейших компаниях. После инцидента с Но Гым Соком русские перестали снабжать корейцев новейшими истребителями МиГ-17, опасаясь, что они тоже могут угодить в руки врага. Впрочем, на тот момент Корейская война уже завершилась.


Операция «Деньжата»: как янки заполучили советский истребитель МиГ-15