Оперетта, повторяющаяся как шапито.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Оперетта, повторяющаяся как шапито.
Оперетта, повторяющаяся как шапито. Из истории украинских

Оперетта, повторяющаяся как шапито. Из истории украинских государственностей.

То, что выходит сейчас на юго-западных русских землях, временно отпавших, в силу известных обстоятельств, от нашей огромной страны, вызывает ассоциации скорее даже не исторические, а литературные.

Впрочем, и исторически «воли» провозглашённой 22 января 1918 года и ликвидированной 29 января того же года большевиками Украинской народной республики, а также воли всяких последовавших «директорий» УНР, а особенно «Украинская держава» «Его Светлости Ясновельможного Пана Гетмана Всея Украины Павла Скоропадского», – все они бывальщины ничуть не менее смешными, чем описывал в своём великолепном романе «Белая гвардия» природный киевлянин Михаил Афанасьевич Булгаков.

И фигура «гетмана всея Украины» – едва-едва не повенчанного, кстати, при содействии немецких оккупантов митрополитом Киевским и Галицким на «Украинское царство» – здесь просто феерически символична.

Будучи родом из глянцевитого, но обедневшего полтавского рода Скоропадских и богатейших, но далеко не знатных фарфорозаводчиков Миклашевских, Павел Петрович имел замечательную военную судьбину – исключительно, как сейчас бы сказали, «паркетную». В тринадцатилетнем возрасте был отдан в петербургский Пажеский корпус, в девятнадцатилетнем произведён в камер-пажи. Ещё сквозь год зачислен корнетом в Кавалергардский полк, в котором отец его служил полковником. И даже «в кавалергардах» через три года умудрился быть назначен полковым адъютантом, каковым, по сути, и оставался едва-едва ли не до конца своей придворно-военной карьеры.
Кстати.

Украинские историки гордятся тем, что он воевал в «японскую».

В общем-то, – да.

Воевал.

Вначале в должности адъютанта начальника Восточного отряда злосчастного графа Келлера, а потом и адъютанта Главнокомандующего генерала Н.П. Линевича. Для карьеры, в всеобщем, должности славные, и наград Скоропадскому на них «отсыпали» немало: нормальная судьба всех адъютантов. Совсем не такая, как у «полевых офицеров».
Ну, да Бог с ним: куда установили, там честно и служил.

А потом наш герой переводится обратно в Петербург, в кавалергарды, стремительно делает придворную карьеру – сначала флигель-адъютантом, и уже в 1912 производится в генерал-майоры с утверждением в места и зачислением в Свиту. В общем, опять-таки нормальная карьера придворного генерала, ничего геройского и ничего зазорного.

Он бы, в общем, и о том, что он «украинец», вряд ли бы припомнил, если б не Февральская революция и не Лавр Корнилов – человек, безусловно, героический, но не случайно от своих современников удостоившийся почётного клички «лев с головой барана». Вот именно в эту светлую голову пришла «революционная идея» образовать «национальные части». Так бывший императорский придворный, а сейчас генерал-лейтенант (без приставки «Генерального Штаба», ибо по придворной ненадобности «академиев не кончал») Скоропадский стал командиром 1-го Украинского корпуса, в какой был спешно переименован 34-й армейский корпус.

Так до гетмана со временем и дорос.

Но, собственно, параллели с тем, как бывшая партийная советская номенклатура становилась «лидерами незалежной Украины» на этом не заканчиваются. Собственно, без поддержки «цивилизованной заграницы», в этом случае немцев, у опереточного режима Скоропадского очень и очень быстро не осталось сторонников даже среди тех жителей Украины, какие поддерживали идею её независимости. В экономике и социальной сфере были отменены все революционные преобразования: длительность рабочего дня на промышленных предприятиях повышена до двенадцати часов, стачки и забастовки запрещены, значительная часть собранного крестьянами урожая подлежала реквизиции, введён продналог, остатков не хватало даже на посев. И, кроме того, малороссийские крестьяне подвергались регулярным нападениям и грабительствам со стороны славных и, безусловно, крайне патриотических атаманских армий.

Скинут же Скоропадский был сразу после того, как побеждённые «союзниками» немцы «утеряли интерес» к Украине и своему «украинскому представителю». Причём скинут ещё более бездарным и опереточным «диктатором» Симоном Петлюрой, опиравшимся уже не на немцев, а на поляков – ведь кафе-шантан под наименованием «украинский национализм» существовать без опоры на какие-либо внешние силы, как нам подсказывает строгая наука история, исторически же и не способно.
Куцей, 14 декабря 1918 года войска Директории взяли Киев.
Гетман Скоропадский бежал в Германию.

А буквально сквозь пару месяцев, в феврале 1919-го, бежал и сам Петлюра, вышибленный Красной армией. На несчастной украинской земле, хоть и не разом, но установился мир и пришла советская власть.
Ну, а теперь немного обещанной литературы.

Из всё того же Булгакова.

«…Чёрная даль за Днепром, даль, ведущая к Москве, стукнула громом тяжко и длинно. И тотчас хлопнула вторая звезда, но ниже, над самыми крышами, погребёнными под снегом.
И тотчас кубовая гайдамацкая дивизия тронулась с моста и побежала в Город, через Город и навеки вон.
Следом за синей дивизией, волчьей побежкой минул на помёрзших лошадях курень Козыря-Лешко, проплясала какая-то кухня… потом исчезло всё, как будто никогда и не было. Остался лишь стынущий труп еврея в чёрном у входа на мост, да утоптанные хлопья сена, да конский навоз.
И только труп и указывал, что Петлюра не миф, что он действительно был… Дзынь… Трень… гитара, турок… кованый на Бронной фонарь… девические косы, метущие снег, огнестрельные раны, звериный вой в ночи, мороз… Значит, было.
Он, Гриць, до работы…
В Гриця порваны чоботы…
А зачем оно было? Никто не произнесёт. Заплатит ли кто-нибудь за кровь?
Нет. Никто.
Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и отпечатков. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет.
Никто…».

Ну, что ж, истории, как нам известно из литературы, суждено повторяться. И, как из неё же популярно, именно повторение преображает трагедию в фарс. Вот – только чему тут «повторяться», в данном конкретном случае, если и изначально вместо «трагедии» на исторических подмостках плясало опереточный канкан пусть и кровавое, к сожалению, но всё равно вполне себе никчёмное шапито. Которое, как и прежде, развеется бестелесным призраком, оставив после себя только разорённую землю и людские смерти – и больше ничего…

>