Орел со свастикой: символ нацизма впустят с молотка
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Орел со свастикой: символ нацизма впустят с молотка

Гигантский орел со свастикой с корабля «Адмирал граф Шпее» будет реализован на аукционе. Нацистский символ был найден исследователями в заливе Ла-Плата у Монтевидео, где 80 лет назад после одного из первых морских сражений Другой мировой войны затонул немецкий крейсер, уничтоживший к тому моменту 11 британских торговых судов.

    360-килограммовый нацистский орел со свастикой, в 2006 году возвышенный исследователями с затопленного корабля времен Третьего рейха «Адмирал граф Шпее», будет продан на аукционе, сообщает Daily Mail. Соответственнее решение приняла судебная инстанция в Уругвае: именно в территориальных водах этой страны, в заливе Ла-Плата и был найден ценный исторический артефакт.

    Эксперты оценивают вероятную сумму продажи в £20 млн.

    Однако Альфредо Этчегарай, 13 с лишним лет назад руководивший экспедицией по извлечению символа нацизма с морского дна, рассчитывает выручить не немного £50 млн. По его словам, интерес к покупке проявили музеи из разных стран мира, правительство Германии и частные собиратели: кто-то даже планирует выставить орла в Дохе во время матчей чемпионата мира по футболу 2022 года. Этчегарай приметил, что борьба в уругвайском суде за право выставить артефакт на торги длилась много лет.

    Орел неоднократно попадал в скандальные ситуации. Так, протестующие добились его удаления с площадки одного из отелей Монтевидео, где он был выставлен на всеобщее обозрение. Ряд активистов в Уругвае опасается, что после торга орел попадет в «плохие руки». Например, к неонацистам, которые смогут использовать его в пропагандистских целях. Вместе с ним планируется впустить с молотка пушку и дальномер, также поднятые с крейсера «Адмирал граф Шпее».

    Представитель Уругвайского еврейского комитета Эрнесто Креймерман убежден, что орел должен угодить в музей, но не к частнику. В свою очередь, директор Комиссии по культурному наследию Уругвая Мигель Эсморис считает важным не допустить противозаконного оборота культурных и исторических предметов, замечая при этом, что не имеет ничего против дополнительного заработка для исследователей. По мнению Этчегарая, орел должен быть в общем доступе, чтобы «мир мог извлечь уроки из прошлого».

    С момента спуска на воду в июне 1934 года и до августа 1939-го тяжкий крейсер типа «Дойчланд» рассматривался как самый мощный корабль немецкого флота, его роль в возможных боевых действиях являлась определяющей.

    Подобные военные суда также называли «карманными линкорами».

    Их огромная дальность действия позволяла оставаться в районах ожидания в течение нескольких месяцев с тем, чтобы в подневольности от развития событий либо начать рейдерские действия, либо вернуться домой. Разработанный командованием кригсмарине план был одобрен собственно Адольфом Гитлером.

    25 сентября 1939 года «Адмирал граф Шпее» получил приказ о начале крейсерских операций. Первым зоной действий был выбран северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 30 сентября крейсер потопил свою первую жертву — английское корабль «Клемент».

    Для операций против немецких рейдеров британцы выделили восемь тактических боевых групп.

    Конкретно против «Адмирала графа Шпее» работали три соединения военно-морского флота Великобритании. Тем не менее, «карманный линкор» продолжал нагонять страх на пассажирские и торговые суда. 5 октября его команда захватила британский пароход «Ньютон Бич». В течение вытекающих пяти дней были захвачены или потоплены еще три корабля. Опасаясь обнаружения, «Адмирал граф Шпее» 28 октября пополнил резерв топлива с судна снабжения «Альтмарк» и 4 ноября перешел в Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды.

    14 ноября крейсер потопил небольшой теплоход-танкер «Африка Шелл», затем вернулся в Атлантику и в начине декабря потопил еще два английских судна.

    Около 6:00 13 декабря 1939 года «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой британских кораблей. Немцам удалось вывести из боя крейсер «Эксетер», однако легкие крейсеры противника проскочили опасную пояс и наносили рейдеру нацистов значительный урон. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес» перекрыли оба выхода из устья Ла-Платы. На вытекающую ночь к ним присоединился тяжелый крейсер «Кумберлэнд».

    «Адмирал граф Шпее» нуждался в ремонте. На выходе из залива его поджидала мощная британская эскадра. Понимая бессмысленность дальнейшего сопротивления, командир крейсера отрапортовал в Берлин и получил приказ Гитлера не вступать в бой и истребить корабль. 17 декабря «Адмирал граф Шпее» был затоплен. Команда сошла на берег и была интернирована в Аргентине, где капитан Ганс Лангсдорф свел счеты с существованием 20 декабря.

    До своей гибели в гавани Монтевидео «карманный линкор» успел пустить ко дну 11 торговых судов Великобритании.

    В ходе заключительного боя в заливе Ла-Плата на «Адмирале граф Шпее» погибли 36 моряков, 60 были ранены. Жертвами схватки с британской сторонки стали 72 человека, 61 из них служил на «Эксетере». Еще 28 получили ранения.

    «Исход боя у реки Ла-Плата вызвал ликование в английском народе и повысил наш престиж во всем вселенной. Зрелище трех более слабых английских кораблей, атаковавших и обративших в бегство противника, обладавшего гораздо более мощными орудиями и панцирей, вызвало всеобщее восхищение», — отмечал Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война».

    Ключ

    >