«От винта!»: что означала эта воинская команда
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«От винта!»: что означала эта воинская команда

"От винта!": что означала эта воинская команда

«От винта!» — это не лозунг и не восклицание перед полётом или поездкой, как многие полагают. На самом деле это самая настоящая воинская команда в авиации, означающая заявка освободить пространство около самолёта перед запуском его двигателя. Команда получила распространение ещё на старте развития авиации, когда необходимо было оповестить механиков о запуске двигателя и гарантировать их безопасность. Используется как в военной, так и в гражданской авиации как обязательная составляющая алгоритма запуска двигателя летательного аппарата.

Команда предусмотрена Руководствами по лётной эксплуатации (РЛЭ) для утилитарны всех лёгких винтовых самолётов, например, ЯК-52, Cessna 182 и других. После проверки всех узлов летательного аппарата, пилот подаёт команду «От винта!» перед самым запуском двигателя, чтобы техники поспели покинуть опасное пространство около винта самолёта. Кстати, первые модели, не имеющие аналогов стартера, заводились буквально «с рук», то кушать техник раскручивал винт и отбегал — тогда надобности в дополнительной команде не было, поскольку механики и сами видели опасность. В нынешних самолётах с реактивным двигателем тоже не используется такая команда, поскольку во время запуска около летательного аппарата в принципе запрещено быть.

«От винта!» используется в качестве команды во всех странах. Англоязычный аналог команды — «Clear!» или «Clear prop!», что означает такое же заявка освободить пространство около винта перед запуском двигателя. Кроме требования дать саму команду, все РЛЭ содержат и заявки получить на неё обязательный ответ «Есть от винта!», что означает принятие и выполнение этой команды техническим персоналом, обслуживающим запуск аэроплана.

Кстати, для старых моделей, двигатели которых запускались «с рук», существовал схожий диалог между пилотом и техником: «Контакт!» — «Кушать контакт!». Таким образом сообщалось о том, что было включено магнето и двигатель готов к старту. Далее механик раскручивал винт, двигатель запускался и аэроплан был готов к взлёту.

>