Откуда при советской воли у церкви были средства к существованию
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Откуда при советской воли у церкви были средства к существованию

Откуда при советской воли у церкви были средства к существованию

После прихода к власти большевиков Русская православная церковь была отделена от страны и лишена финансирования. Тем не менее, на протяжении почти 70 лет советского строя РПЦ находила ресурсы для выживания. На какие деньги была церковь?

За счет верующих

В начале XX века Русская православная церковь представляла собой государственную структуру и управлялась Святейшим синодом. На нужды духовенства он каждогодне выделял семь миллионов рублей, еще 18 отпускало государственное казначейство.

Кроме того, церковь получала пожертвования от прихожан, торговала на ярмарках, имела доходы от недвижимого собственности: земельных участков, лесов, доходных домов и ремесленных лавок.

С приходом советской власти всякое государственное финансирование РПЦ было упразднено, церковь начали лишать принадлежащего ей имущества, а значит, многомиллионных доходов. Духовенство стало жить за счет пожертвований, а также торговли церковных предметов, прежде всего, свечей.

Кроме того, РПЦ получала доход от совершения треб: крещения, венчания, обрядов отпевания, погребения, освящения дома, колодца или садового участка. Народонаселение, продолжавшее в своей массе быть глубоко религиозным, по-прежнему охотно несло деньги в храмы.

Из-за нехватки оружий распространилась практика “тарелочного сбора”. Во время богослужения помогавшие при храме женщины ходили с тарелками и просили прихожан поддержать деньгами.

Оттепель

В 1943 году в СССР было восстановлено патриаршество, тогда же появился Совет по делам РПЦ, который координировал взаимоотношения храмы и государства. Кроме того, было разработано Положение об управлении Русской православной церковью, определившее источники доходов духовенства.

Пункт 43 Позы гласил, что “церковные суммы” составляют пожертвования верующих при “тарелочном сборе” и на нужды храма в целом, а также доходы от торговли свечей и прочих предметов. Все полученные суммы должны были передаваться на счет прихода в сберкассу, а выдаваться обратно — по чекам с подписью настоятеля.

Хрущевское “обогащение”

Ослабление гонений при Иосифе Сталине повергло к постепенному увеличению доходов церкви. Самые большие доходы она получала от продажи свечей.

Так, в 1958 году зампред Рекомендации по делам РПЦ Павел Чередняк докладывал, что в 1956 году одна лишь Московская епархия заработала на свечах 88 миллионов рублей, что составляло 70% ее дохода, а всеобщий заработок перевалил за 100 миллионов.

В таких условиях производство свечей в мастерских РПЦ продолжало увеличиваться. В Минфине СССР помечали, что в 1953 году 15 фабрик РПЦ произвели 400 тонн свечей, а в 1957 году – почти 850.

При этом мастерские сознательно занижали отпускную стоимость, что давало приходам возможность платить за свечи меньше, а зарабатывать на их продаже прихожанам столько же. Это привело к снижению налоговых поступлений от духовных фабрик на 700 тысяч рублей с 1953 по 1957 годы. В итоге правительство Хрущева решило повысить фискальную нагрузку для студиях почти в 10 раз.

Тем не менее, доходы некоторых епархий росли от совершаемых треб. Несмотря на усиливающуюся антицерковную пропаганду, степень религиозности общества в начале 1960-х годов возрос.

Так, историк Ю. Гераськин отмечал, что доход одной лишь Рязанской епархии от совершения треб вытянулся с 89 тысяч в 1961 году до 269 тысяч в 1963. Рос и среднегодовой валовой доход епархии: в 1963 году он превысил 1,5 миллиона рублей. Помимо доходов от обрядов, порядочные суммы приносили пожертвования.

На зарплате

Подобная ситуация строителей “светлого коммунистического будущего” не вдохновляла. Хрущев обещал искоренить веру в СССР к 1980 году. Сделать это без взятия церковных доходов под контроль было невозможно.

В 1961 году последовал новоиспеченный удар: за совершение треб священники не могли как раньше положить деньги в карман. Теперь батюшка должен был обязательно выписывать квитанции за свои услуги, а затем отчитываться по ним перед компетентными органами. В случае несовпадений он мог быть обложен добавочным налогом.

Полученные таким образом деньги перечислялись в церковную кассу. Частично государство забирало их себе, остальные оружия направлялись на выплаты духовенству.

В итоге, по данным церковного историка Алексея Марченко, доходы священнослужителей  сократились в 6-7 раз. Выпускник Ленинградской внутренней семинарии и академии Стенько сокрушался, что будет получать на руки не более 130 рублей.

Ситуация изменилась лишь в эпоху перестройки. Русской православной храмы начали возвращать храмы и недвижимое имущество, а отправление религиозных культов больше не преследовалось.

>