Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада

Новость опубликована: 02.12.2019

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Ковбои Техаса, рисунок 1886 г. Библиотека Конгресса / catalog.loc.gov
Из приключенческих книжек и фильмов прекрасно известен стереотипный образ ковбоя с Дикого Запада. Это лихой парень в шляпе-стетсоне с «кольтом» или «винчестером», какой гоняет коров, борется с бандитами или проводит время в салуне. Однако настоящая история ковбоев достаточно далека от того, какой ее изображают в массовой цивилизации. В жизни реального ковбоя было гораздо меньше приключений и больше рутинной работы. Однако это не помешало простым пастырям стать символом своей эпохи.

Новые территории

Появление ковбоев в их «классическом» виде прямо связано с освоением Дикого Заката. В начале XIX в. люди в поисках лучшей доли стали массово переселяться на Великие равнины. Переселенцы-пионеры строили новые поселения и начинали домовитую деятельность. Вскоре появились несколько главных маршрутов, связывавших Запад и Восток континента. Начиналась эпоха Дикого Заката.

К тому моменту в Северной Америке имелось достаточно развитое животноводство, но в середине XIX в. начался новый этап его развития. Великие равнины можно было использовать в качестве гигантских выгонов для разведения скота. Климат и флора прерий позволяли держать скот на открытых пастбищах круглый год. Специфика выпаса ланок в такой местности привела к появлению профессии конного пастуха.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Ковбои во время перегона скота. Фото Библиотеки Конгресса / catalog.loc.gov
Вскоре этих людей сделались именовать ковбоями – дословно «коровий парень». Этот термин фактически являлся калькой испанского слова «вакеро». В различных регионах пастухов называли иначе – коупанчер, коухенд и т.д. Однако в массовую культуру вошел именно «ковбой».

Ковбойские будни

В конные пастыри шли все желающие и нуждающиеся в работе. Ими становились переселенцы с восточных районов, мексиканские эмигранты, а с определенного времени даже бывшие чернокожие невольники и индейцы. Для всех работа ковбоем была возможностью получить крышу над головой, деньги и какую-никакую уверенность в завтрашнем дне.

Основной трудом ковбоев, работавших группами, была забота о скотине. Коров и быков следовало водить по пастбищам и следить, чтобы они не разбредались. В течение кой-какого времени выпас осуществлялся на любых доступных территориях без их раздела между хозяевами. Из-за этого стада смешивались, и ковбоям с различных ранчо приходилось их разделять заново, что было весьма сложной работой.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Чернокожий ковбой и его верный помощник. Рисунок Tony Oliver / Wikimedia Commons
Одной из основных задач ковбойских бригад являлся перегон скота из одного района в другой. Чаще всего речь шла о доставке табуны от мест выпаса к железнодорожным станциям или местам забоя. Целью перегона являлась большая прибыль. В местах разведения стоимости на коров были скромными – поэтому их гнали в другие районы с иными расценками. Так появились маршруты перегона, начинавшиеся в прериях Техаса и приводившие к станциям Канзаса.

При пролете группа пастухов на лошадях окружала стадо и вела его в нужном направлении. При этом приходилось следить, чтобы животные не отделялись от табуны. Во время перегона существовал риск нападения бандитов-скотокрадов или индейцев, и потому пастухи еще выполняли задачи охраны. Для этого им требовалось оружие – пуще всего ружья, винтовки и прочие образцы, которые можно было достать на Диком Западе.

Работа ковбоя была тяжелой и занимала много времени. Во время перегона или дежурств на ранчо пастухи развлекались песнями собственного сочинения, легендами и байками, что возложило начало ковбойскому фольклору. Также важной частью ковбойской культуры стал прикладной спорт, прямо связанный с основной трудом, – броски лассо, укрощение диких лошадей и т.д. К нашему времени все это переродилось в полноценные спортивные дисциплины.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Картина Чарльза Мариона Рассела “Lassoing A Steer”, 1897 г. В отличие от немало творцов той эпохи, Рассел имел опыт работы ковбоем

С конца шестидесятых годов XIX в. начали формироваться т.н. ковбойские города. Первым из них почитается Абилин (шт. Канзас). Изначально это была железнодорожная станция, но в 1867 г. на ней построили крупнейший в округе скотопригонный двор. Он стал серединой местной торговли скотом и привлек массы бизнесменов и ковбоев. Именно благодаря торговле станция превратилась в город, наводненный ковбоями.

Не обходилось и без криминала. В скотоводстве обращались большие деньги, что привлекало внимание сомнительных личностей и организаций. Различные банды пытались красть скот на пастбищах и во пора перегонов. Некоторые ковбойские бригады не брезговали кражей скота у коллег для пополнения вверенных стад или для продажи третьим ликам.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Афиша одного из представлений Шоу Буффало Билла, 1899 г. Иллюстрация из Wikimedia Commons
Легальные предприятия не всегда находили всеобщий язык, и конкуренция доходила до силовых методов. Хорошо известны т.н. войны в округах Линкольн и Джонсон. Споры о разделении территорий и торговле скота привели к длительным конфликтам и гибели нескольких десятков человек.

Конец эпохи

Считается, что классическая эпоха ковбоев продолжалась итого два десятилетия. Уже в восьмидесятых годах ситуация на рынке скота серьезно изменилась, а вместе с ней поменялась и работа пастухов. Причиной этого сделались новые изобретения и развитие инфраструктуры.

Первым ударом по ковбоям стало изобретение колючей проволоки и раздел пастбищ. Сейчас коровы паслись только на огороженной территории и не разбредались. Соответственно, сократилась необходимость в пастухах, которые будут собирать их в табун. Для охраны скота требовалось меньшее число ковбоев.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Джастес Д. Барнс в роли ковбоя-злодея из х/ф “Большое ограбление поезда”, 1903 г.
Вторым фактором сделалось развитие инфраструктуры. Железные дороги дошли до Техаса, и их станции теперь располагались не слишком далеко от пастбищ. Также в штате открывались собственные перерабатывающие предприятия, какие могли закупать местный скот.

Выпас стад стал проще, а железные дороги позволили сократить продолжительность пролетов. Вместе с этим сократилась и потребность в конных пастухах. Вместе с XIX веком к концу подходила эпоха ковбоев. Впрочем, эта специальность не исчезла полностью. Малые количества ее представителей продолжали работу до сороковых годов XX в. Тогда произошла новая перестройка области, и облик животновода окончательно изменился. Ковбои на лошадях все еще существуют в США, но теперь являются настоящей диковинкой.

Романтика фронтира

Житье и работа на Диком Западе была сложной и опасной. В то же время, новый фронтир привлекал внимание жителей более цивилизованных пунктов. На повышенный интерес горожан отреагировали авторы бульварных романов. Уже в шестидесятых годах XIX в. появляются первые произведения о храбрых пионерах, лихих ковбоях, опасных бандитах и загадочных индейцах.

Освоение новоиспеченной популярной темы шло полным ходом, и далеко не всегда авторы романов утруждали себя тщательным изучением материала. Основными темами книжек были романтика фронтира, приключения и опасности, тогда как простому рутинному труду уделялось минимальное внимание. По сути, Великие равнины становились итого лишь фоном для приключений, а ковбои – очередным воплощением храбрых героев или коварных злодеев. Несмотря на это, такая литература пользовалась спросом.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Храбрый шериф с Дикого Заката в исполнении Рональда Рейгана. Фото Pinterest.com
В 1872 г. Уильям Коди по прозвищу Буффало Билл организовал гастролирующее шоу на тему фронтира и Дикого Заката. За несколько лет труппа разрослась и получила заслуженную известность. Представления Buffalo Bill’s Wild West проходили в разных городах США и Европы. Почитается, что именно шоу Буффало Билла сформировало стереотипные образы ковбоя, шерифа, индейца и других персонажей Дикого Запада.

В начине XX в. к литературе и разноплановым шоу добавляется недавно созданный кинематограф. Появляются первые фильмы-вестерны – естественно, приключенческого жанра. Как и в книгах, выговор идет о героях и негодяях на фоне фронтира. Через несколько десятилетий кинематографический вестерн попадет на телевидение и приведет к появлению сериалов с ехидным кличкой «лошадиная опера».

Реальная жизнь и художественные произведения легли в основу целого направления вестерн-спорта. В стилистике Дикого Заката и его обычаев проводятся соревнования по конному спорту, стрельбе и т.д.

Люди и стереотипы

Реальные ковбои, существовавшие во второй половине позапрошлого столетия, были простыми трудягами-пастухами. За небольшую оплату и крышу над головой они следили за стадами, перегоняли и защищали их. Работа ковбоя была не самой несложный и включала массу рутины. Порой выполнение рабочих обязанностей было связано с опасностью для здоровья и жизни. Тем не менее, ковбои мастерили свою работу, важную для всех окружающих.

Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Современные ковбои, участвовавшие в эксперименте Минсельхоза США. Фото USDA / ars.usda.gov
Со сторонки, для несведущего человека, работа ковбоя могла выглядеть интересной, героической и романтичной, а негативные стороны уходили на второй план. Такое восприятие довольно быстро привело к формированию нового литературного жанра, который затем дал жизнь нескольким новым направлениям.

По ряду особых вин, художественное отражение жизни и работы «коровьего парня» заметно отличалось от реальности. Эти отличия затем превращались в стереотипы, становившиеся непременным элементов произведения. В результате образ ковбоя в искусстве зажил своей жизнью, не вполне похожей на реальную работу конных пастырей.

Впрочем, это вряд ли стоит считать проблемой. В свое время ковбои стали более чем интересным явлением и важнейшей составляющей Дикого Заката, а также народного хозяйства развивающихся США. Позже на основе реального образа появился классический художественный, существенно отличающийся от него. Несмотря на приметные отличия и характерную историю появления, оба образа стали важнейшей частью североамериканской культуры и не остались незамеченными за рубежом.

Ключ


Пастырь и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада