«Передо мной пронеслись огненные шары»

Новость опубликована: 04.08.2017

«Передо мной пронеслись огненные шары»

15 лет назад над германским городом Иберлинген столкнулись два самолета, одинешенек из которых был полон школьников-отличников из Уфы. О причинах трагедии и ее последствиях вспоминает «Газета.Ru».

«Передо мной пронеслись огненные шары»

  • Рабочие профессии снова в моде

  • Премиум для избранных

  • Как выполнить заявки Минтранса по режиму отдыха дальнобойщиков

  • Новинка российской городской инфраструктуры

  • Футбольное «Динамо» может лишиться родного стадиона

  • Вечерком 1 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета — пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 немецкой логистической компании DHL.

    Реклама

    На борту Ту-154, летевшего рейсом BTC 2937, были 69 человек — 17 взрослых, включая членов экипажа, и 52 ребенка, почти все — учащиеся уфимской школы для особо одаренных детей. За успехи в учебе их вознаградили путевками в Барселону. В самолете DHL находились только два пилота.

    Фоторепортаж: 15 лет трагедии над Боденским озером

    __is_photorep_included10756817: 1

    Воздушным движением над пунктом крушения самолетов управляла частная швейцарская компания Skyguide. В ту ночь в диспетчерском центре дежурили лишь два авиадиспетчера, одинешенек из которых перед столкновением и вовсе ушел на обед. Кроме того, часть оборудования была отключена и оставшийся диспетчер чересчур поздно заметил, что два самолета находятся в опасной близости друг от друга.

    В попытке исправить ситуацию он дал команду экипажу рейса 2937 снижаться. До момента пересечения курсов аэропланов оставались считаные секунды.

    Пилоты незамедлительно пошли на снижение, но их сбила с толку команда автоматической системы предупреждения опасных сближений о нужды набрать высоту. А самолет DHL тем временем получил от этой же системы команду снижаться. Авиадиспетчер же ошибочно сообщил экипажу Ту-154, что иной самолет находится справа от них.

    Самолеты продолжали нестись навстречу друг другу. Когда пилоты заметили это, было уже поздно: все их попытки уклониться от курса ни к чему не привели, и самолет DHL вошел в Ту-154 почти под прямым углом, разломив самолет пополам на высоте немало 10 км. Обломки самолета, развалившегося при падении на четыре части, упали в окрестностях города Иберлинген. Останки Boeing DHL упали в семи километрах от Ту-154.

    Кусы железа размером с грузовик долетели даже до жилых домов. Одним из первых очевидцев стал находившийся неподалеку фотограф.

    «Я услышал нечто вылитее на раскат грома, — рассказывал он. — И он не прекращался. Я поднял глаза и увидел, как прямо передо мной пронеслись четыре или пять огненных шаров».

    Так как схватка произошло над Германией, расследованием занимались местная прокуратура и Федеральное бюро по расследованию авиапроисшествий. На установление причины катастрофы удалилось два года. Как установила комиссия, катастрофу повлекла за собой ошибка диспетчера компании Skyguide, противоречия в инструкциях Международной организации штатской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений и неправильные действия экипажа Ту-154. Впоследствии вина за столкновение с пилотов была все же снята.

    24 февраля 2004 года в швейцарском городке Клотен разыгралась драма.

    На пороге собственного дома ровно на глазах жены и троих детей был зарезан Петер Нильсен, авиадиспетчер, дежуривший в ночь столкновения. Убийцей оказался осетинский зодчий Виталий Калоев, жена, сын и дочь которого погибли при столкновении.

    Еще в 2003 году вместе с матерью другой погибшей в крушению девочки он приезжал в офис Skyguide, чтобы добиться встречи с Нильсеном. В 2004 году, разузнав адрес диспетчера, он пришел к нему домой с снимками своих жены и детей и потребовал извинений, но Нильсен ударил его по руке, выбив из нее фотографии. «Потемнело моментально в глазах. Я не постиг, что я делаю. Мне показалось, что моих детей перевернули в гробах. Я не помню, я не знаю, что я делал», — рассказывал Калоев запоздалее, во время суда.

    Прокурор требовал приговорить Калоева к 12 годам каторжной тюрьмы. Адвокат предполагал, что срок может составить до 20 лет: «В Уголовном кодексе Швейцарии кушать три вида убийств. Я ожидаю, что Калоеву предъявят обвинение в убийстве второго уровня. В этом случае ему будет грозить от 5 до 20 лет тюремного заточения», — говорил он.

    26 октября Калоев был приговорен к восьми годам заключения. Однако уже спустя три года он был досрочно освобожден за образцовое поведение. После освобождения он отправился в Северную Осетию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики республики.

    «Вернись я в вчера, поступил бы точно так же. Мне не должно быть стыдно приходить на могилы своих детей. Сейчас моя совесть перед ними незапятнанна», — рассказывал он журналистам.

    На месте катастрофы сейчас установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить», основой для какого послужило найденное на месте крушения жемчужное ожерелье дочери Калоева Дианы. О крушении были сняты документальный и художественный кинофильмы.

    Почти все погибшие были похоронены на Южном кладбище Уфы. Их могилы расположены в соответствии с тем, как погибшие сидели в самолете. Что же до наказания виновных — из восьми сотрудников Skyguide, каким были предъявлены обвинения, трое получили условные сроки, один выплатил штраф, а еще четверо были оправданы.


    Ответить