Первое страна славян

Новость опубликована: 29.10.2019

Вступление

В статье «Славяне на пороге государственности» мы отметили важные моменты начало формирования у славян предгосударственных механизмом и внешнеполитической ситуации.

Первое страна славян

Само и его воины. Рис. автора

С началом VII столетия началось новое миграционное движение славян, которые заняли весь Балканский полуостров (см. карту), территорию восточных Альп, начали осваивать территории нынешней Восточной Германии и прибрежную территорию Балтийского моря.

Первое страна славян
Славянские племена Балканского полуострова и Пелопоннеса. Источник: Седов В.В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005. С. 412

В этот же этап сформировалось самое известное и знаковое раннее государственное объединение славян – королевство Само.

Первое. Следует понимать, что с научной точки зрения образование страны длительный процесс, в ХХ веке историки выяснили ряд важнейших этапов догосударственных и раннегосударственных образований, параллелей с формациями. Правда, труд в этом направлении продолжается. Речь идет прежде всего о европейских народах.

Рассмотрение государства только как института силы осталось в прошлом, прежде всего это механизмы, необходимые для управления и безопасности, необходимые самому обществу. Именно они способствовали формированию ранних государственных образований (термин, какой мы не раз повторим, говоря о начале государственности у славян).

Второе. В цикле статей, размещенных на «ВО», мы поэтапно рассмотрели развитие славян, обрисованного в современной научной историографии.

Повторимся ещё раз: условное отставание славян от их индоевропейских собратьев, например, восточных германцев, было связанно с немало поздним формированием славян как этноса, могущественные враги также тормозили это развитие (готы, гунны, авары), но, пройдя сквозь ряд исторических перипетий, славянство подошло к формированию ранних государств.

Ещё раз о предпосылках

Поражение, которое потерпела «кочевая империя» авар под Константинополем, сделалось катализатором для начала развала этого степного государства. Что нашло отражение и в археологии: могильники этого периода резко неимущей предыдущего, и это происходит до 70-х годов VII в. (Дайм Ф., Сомогии П.).

Выступления славян и булгар против гегемонии авар в Подунавье начались в 20-е годы VII в., еще до похода кагана против Константинополя. Да и сами авары бывальщины далеки от этнического единства, так как формирование этой общности происходило в процессе движения авар или «псевдоавар» из Центральной Азии в степи Восточной Европы, и к ним примкнуло большое количество других племен, недаром археологи указывают, что погребальный обряд авар в Венгрии отличается в деталях от поселения к поселению. Косвенно об этом указывают события 602 г., когда часть авар перешли к византийскому императору.

Часто в научной литературе встречается мнение о завязавшемся симбиозе авар со славянами, о том, что византийские авторы часто путали одних и других, именуя славян, находящихся в подчинении, аварами. Как бы подкрепляет эти аргументы рассказ Фредегара о том, что восстание против авар подняли дети славянок, родившихся от авар. Данная история больше напоминает «летучий сюжет», чем отражение реальных событий: собственно само «иго», носившее крайне тяжелый характер, было причиной славянского движения против авар.

Собственно, это потребительское касательство к человеческим ресурсам проистекало из самой системы авар, и было достаточно характерно для этого периода. У нас есть возможность реконструировать эту систему, исходя из этих о державе тюрок.

Тюрки, которые первый государственный «опыт» получили в рамках государства жужаней или авар, будучи их «невольниками», имели следующую государственную структуру.

Обязанность кагана — денно и нощно заботиться о своем народе, расширять его границы и обеспеченности. Мир представляется разделенным на своё «государство» и на врагов, которые могут или стать «рабами», разной степени и уровня, или погибнуть. Так, и анты, и Византия платили аварам «дань».

На территории Паннонии были зависимые от авар, но привилегированные в VII в. территории в районе озера Балатон, известные как кестхейская (кестельская) культура с ремесленным ромейским народонаселением (А.К. Амброз).

Но это не меняло основной парадигмы: все подчиненные племена булгар, гепидов и славян, местное романизированное население и переселенные обитатели Византии рассматривались как «рабы» авар.

При этом подавляющее большинство «подданных» (υπήκóους) составляли именно славяне, на что указывают археологические эти (Седов В.В.).

Не нужно путать полное рабство и институт подчинения, имеющий аналогичное название. Когда тюркскому Ышбара-кагану в крышке VI века предложили стать вассалом суйского императора Кин-цзэ, ему разъяснили это понятие, которое он не мог воспринять: «вассал в царстве Суй значит то же, что у нас слово раб» (Бичурин Н.Я.).

Сила как элемент управления было ключевым в структуре аварского кагана, проистекавшей из представления об устройстве «государства» и мира, и естественно, что при малейшем ослаблении их примитивной военно-родовой структуры подчиненные народы разом же восставали или отпадали. Что и произошло в 20-х-30-х годах VII в.

Альпийские славяне

Миграция славян словенской группы в Восточные Альпы началась с 50-х годов VI столетия, во-первых, из-за переселения лангобардов из Панонии в Италию, во-вторых, под воздействием и давлением авар. Здесь, на перепутье стратегических путей складывается Карантанское княжество, ныне территория Словении, некоторые территории альпийской части Австрии и Италии. Тут словенский альянс по-разному вынужден был взаимодействовать с могущественными в военном отношении соседями: аварами, лангобардами и франками. Уже в 599 г. за славян, живущих в исток реки Дравы, в Восточных Альпах, вступаются авары, в борьбе с раннегосударственным образованием бавар. А в 605 г. войско из славян сквозь эти пределы было послано каганом в Италию к лангобардам. Они были очевидно не из этих районов, так как эти земли на некоторое время угоди в зависимость от фриульского герцога, то есть, лангобардов.

В 611 или 612 г. альпийские славяне уже смогли самостоятельно напасть на бавар из Тироля. Бавары бывальщины мощным племенным объединением, успешно сражавшимся с доминирующими в Западной Европе франками.

Первое страна славян
Вооружение и поясной набор. Бавары. VII в. ГЭ. Фото автора

Ряд походов, о каких мы знаем, свидетельствует о росте военной мощи альпийских славян, которые совершают походы против сильных соседей.

Объединительный процесс шел в этой доли славянского мира, но переход к государственности, как и везде, сдерживали архаичные родоплеменные отношения: переход к территориальной общине еще не произошел.

В 30-х годах VII в. это раннее государственное образование было включено или примкнуло к первому славянскому государству Само, а после распада этого объединение пытается действовать самостоятельно среди более мощных политических и военных государственных союзов.

Западные славяне

Когда мы говорим о западном направлении миграции, прежде всего речь идет о колонизационном потоке славинов или склавинов, образовавших единство альпийских и западных славян, с последующим приходом сюда антских племенных групп.

Первое страна славян
Карта продвижения славян в Восточной Германии. По Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985. P. 28.

В VI столетье славяне (пражско-корчакская археологическая культура) продвинулись в среднее течение Эльбы (Лабы), а в VII в. на правый приток Эльбы — Хавель (по-сербски — Гавола) и приток заключительнее — Шпрее (на этих реках стоит Берлин). Славянские племена торновской культуры или лужичане и рюсенской культуры — сорбы (сербы) занимают, соответственно, Лужицу, а сорбы территорию между Заале (оба берега) и Эльбой. Так, в этом зоне сформировались две славянские этногруппы. Сорбы или сербы, очевидно, часть антских племен, вступают в боевых столкновения с осевшими тут словенами, так, укрепление Торнов (городище в бассейне реки Шпрее) было построено на месте сгоревшего поселения.

Первое страна славян
Укрепление Торнов. Реконструкция: К. Кало. VIII-IX вв. Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985. P. 175

Воинственные сорбы сделались «вассалами» королевства франков и приняли участие в его борьбе с непокоренными германскими племенами, вероятно, зависимость эта была номинальная. А при формировании суперсоюза единоплеменников князь (dux) Дерван «предался со своими людьми королевству Само». Таким образом, вновь образовавшиеся славянские протогосударства могли разом же помериться силами с германскими племенными союзами. Чуть позднее саксы, потребившие от франков дары за борьбу со славянами, в ней не зачислили участие или не решились участвовать в ней.

Этот князь как раз и есть один из вождей переселенческого движения. Интересна возможная этимология его имени: Дерван, — *dervьnь, ‘престарелый, старший.

Образование первого славянское государство

В 20-е годы на западе аварского каганата началось движение славян, вылившееся в бунт против кагана почти одновременно с событиями во время осады Константинополя, когда славянское войско покинуло поле боя первыми, потребовав и уход кагана.

Это движение, возникшее на западных окраинах авар, вначале не беспокоило их, так как они предпринимают в это время мощное военное предприятие против Константинополя, но разгром у византийской столицы и военный напор со стороны славян изменили ситуацию.

Итак, славяне выступили в поход против аварских владык, в это же пора, как пишет Фредегар, единственный источник по этим событиям, к ним пребывают купцы от франков, то есть с территории бывшей Западной Римской империи, какая в течение предыдущего века была завоевана франками, при участии тюриногов, бургундов и пр. Купцы продавали славянам оружия и конское амуниция, а с учетом начала войны эти вещи пользовались наверняка большим спросом:
«В разных странах было найдено несколько сот меровинговских мечей франкского и аламаннского производства V-VII вв. Их изготовляли будет изощренным методом».
(Кардини Ф.)

Этих купцов возглавлял некий Само. Считается, что он не был собственно франком (которые не занимались торговлей), а подданным «варварского королевства» Меровингов, галлом (кельтом) или галлоримлянином, кушать даже упоминание в анонимном зальцбургском трактате IX в. «Обращение баваров и карантанцев», что он, собственно, был славянином. Это дает повод исследователям выставлять, конечно же, оспариваемую, версию о том, что Само – не имя собственное, а титул, похожий на термин «самодержавный».

И этот Само присоединился к славянскому походу, купеческое дело в раннее средневековье — мастерство рискованное, о том, как славяне ограбили франкских купцов, сообщает позднее Фредегар, поэтому ничего удивительного нет в том, что купцы были одновременно и бойцами. «Однако и те купцы раннего периода, — писал А.Я. Гуревич, — которые не занимались разбоем не были лишены воинственности».

Само, какой присоединился к предприятию, сулившему многие выгоды, проявил себя на войне и был выбран вождем или «королём».

Славяне, подданные авар, имели свою родовую организацию и армия, но, представляется, что постоянных военных вождей у них не было, а предводители появлялись во время походов и набегов. Само, который отправился с ними в поход против авар работал в сражении весьма активно. В результате славяне, совершенно в традициях племенного народоправия и учитывая его «полезность» (utilitas), избрали Само князем или королем (rex), каких возглавлял их 35 лет (Ловмянский Х.).

До сих пор нет точных данных, где располагалась территория этих славян, понятно, что они выходили к границам франков, тюрингов, альпийских славян и сорбов (сербов). Но сложно согласиться и с тем, что это бывальщины исключительно западные или часть южных славян, которые были не так сильно подчинены аварами, как те, кто проживал вместе с ними. Как строчил Павел Диакон, когда бавары напали на альпийских славян, живущих в верховье реки Дравы, авары пришли им на поддержка, преодолев огромное расстояние, так что расстояния не были непреодолимым препятствием.

Исходя, во-первых, из понимания структуры кочевого «протогосударства», а, во-вторых, информации о том, что отложение от каганата было потребовано непосредственным «примучиванием», то есть пребыванием авар на территории славянских поселений в зимние время года, речь может шагать только о тех славянах, которые были не просто «данниками», а покоренным племенем «рабов».

Первое страна славян
Примучивание жен обрами. Радзивиловская летопись. Миниатюра

Освобождение славян было достигнуто в итоге неоднократных сражений их под руководством Само и завершилось к 630 г. Фредегар пишет о походах, можно предположить, что походы эти должны бывальщины совершаться именно в область аварских кочевий.

Важно, что война со стороны славян велась всем племенным войском, судя по дальнейшим развитиям событий после кончины Само, дружинная организация отсутствовала. Но, учитывая разные типы снаряжения и вооружения славян и авар, борьба эта была не несложная.

Таким образом сложилось первое государственное или протогосударственное объединение славян приблизительно на большой территории Моравии, части Чехии и Словакии, Австрии, а также землях лужицких сербов и альпийских славян. Разумеется, учитывая исторические реалии, это, скорее всего, был союз племенных союзов, а не государство, «конфедерация», к которой присоединялись и отпадали различные племена (Петрухин В.Я.).

Итак, можно сказать, что после первой попытки создания славянами-антами суперсоюза Божа в условиях наружно неблагоприятной среды возникло первое славянское «государство».

Этому государству, или протогосударственному образованию, пришлось сразу же начать военные действия против соседей, впрочем, война на этом этапе была важнейшей составляющей его формирования.

Так случилось, что славяне уложили на своей территории группу купцов. Инцидент с убийством франкских купцов вызвал боевые действия нового образования с страной франков. Самонадеянный посол франков Сихарий лично оскорбил Само, в ответ на его умеренные слова сказал:
«Невозможно, чтобы христиане и невольники Божьи могли установить дружбу с псами».

Само же возразил:
«Если вы Богу рабы, а мы Богу псы, то, пока вы беспрестанно работаете против Него, позволено нам терзать вас укусами».

И Сихарий был изгнан. Тем не менее, можно предположить, что Само не стремился к столкновениям, даже в условиях того, что франки после победы над аварами как союзники бывальщины не нужны славянам, как утверждают некоторые исследователи.

Скорее те свойства, за которые Само был выбран, подразумевали разумность во взаимоотношении с соседями, но король франков разрешил по-другому.

Дагоберт I (603-639 гг.) двинул против славян войско со всей своей страны, он также нанял за плату лангобардов, в походе также зачислили участие зависимые от франков алеманны.

Если лангобарды и алеманны, скорее всего, совершили набег на земли славян, первые, по всей видимости, на соседних альпийских славян, и удалились восвояси с большим полоном, то франки вторглись на территорию государства Само. Здесь он осадил венидов (славян) в крепости Вогастисбурк. Невесть, где располагалась эта крепость: одни исследователи считают, что на месте современной Братиславы, другие, возражая им, отмечают, что Братислава расположена вдали от предполагаемого театра военных действий, есть еще три гипотезы по его местоположению: в Северо-Западной Чехии и Франконии, но ни одна из них не подтверждена археологически, на скорбь Рубин у Подборжан в Северно-Западной Чехии раскопано мощное укрепление, которое можно связать с Вогастисбурком, наконец, этот castrum мог быть в земле Сорбов, где мы имеем немало укрепленных городищ этого периода, в том числе Форберг или Торнов с валом высотой 10-14 метров и рвом длиной 5-8 м.

Первое страна славян
Гора и замок Дивин. Братислава

Славяне, засевшие в «замке», оказали деятельное сопротивление, и «многие из войска Дагоберта были там же уничтожены мечом», что вынудило войско короля бежать, бросив «все палатки и предметы».

В ответ славяне стали совершать успешные набеги на Тюрингию, участвовали в этом и сорбы Дервана как ближайшие соседи германцев, примкнувшие к союзу Само. Граница франкского государства была открытой до 633-634 г., когда после попыток привлечь для войны со славянами саксов Дагоберт организовал защиту границ силами центральной власти, решая не только вопрос борьбы с вторжениями, но и обеспечивая подчинение тюрингов.

Пограничные схватки становятся постоянными, предположительно именно в этот период у западных славян началась постройка градов с мощными укреплениями.

Деятельные действия славян Само были возможны ещё и потому, что, скорее всего после побед данников-славян в борьбу против авар или за гегемонию в Паннонии вступили иные аварские «рабы» — булгары или протобулгары, потомки утигуров и кутригуров или только кутригуров, племен, покоренных пришельцами с Алтая (Артамонов М.И., Вернадский Г.В.).

Эти события выходят в 631-633 гг., авары отстояли свое право быть главными в Подунавье, булгары бежали: одни в Причерноморские степи к родственным племенам, иные в количестве десяти тысяч человек, с женами и детьми, через владения славян, к баварам, где все они были убиты в одну из ночей. Избавился лишь Алциока с семьюстами воинами, и их жены и дети, они ушли к альпийским славянам и там жили у их князя Валукка (этимология: *vladyka или velьkъ, ‘великий, престарелый), позднее переселившись в Италию, о чём писал Павел Дьякон.

Однако в 658 г. Само умер, раннее государство славян, возглавляемое им, распалось. Он имел 12 жен-славянок, 22 сына и 15 дочек.

Отчего жизнь этого первого славянского объединения была столь скоротечна?

Повсеместным условием, как отмечают антропологи, в случае прекращения внешней угрозы была нужда взять на себя функции управления со стороны военной верхушки. Эти функции руководства оправдывают существования военной власти в глазах общества, в условиях вселенной. Но если этого не происходит, то в случае уменьшения внешней угрозы и еще тогда, когда происходит смерть авторитарного военного вождя, распад такого альянса неизбежен, что и произошло с государством Само («авторитарный» здесь не носит отрицательного содержания).

Собственно племена управлялись главами родов – старейшинами, князь был необходим для союзы военных усилий, о наличии собственных дружин мы никаких данных не имеем, конечно, какой-то воинский отряд был и у Само, но это не германская дружина этого этапа, поэтому смерть князя повлекла за собой конец объединения.

Во второй половине VII в. произошло ослабление словенского княжества (Карантания), распад сербского и хорватского альянса на отдельные архонтии (Наумов Е.П.).

Именно эта слабость ранних предгосударственных институтов у славян в середине VII в. дала возможность восстановиться стране авар и вернуть власть над многими славянскими объединениями, хотя, конечно же, не на столько жестких условиях как прежде. «Причину того, что аварская воля пережила кризис, — пишет археолог Ф.Дайм, — вполне справедливо находят в слабости соседей».

Но начало славянским странам было положено.

Продолжение следует…

Источники и литература:

Так называемая Хроника Фредегара. Перевод В. К. Ронин //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1995.
Хроника Фредегара. Перевод, комментарии и вступ. Статья Г.А.Шмидта СПб., 2015.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Посредственнее Азии в древние времена. Часть первая. Центральная Азия и Южная Сибирь. М., 1950.
Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь -Москва. 1996.
Гуревич А.Я. Средневековый торговец// Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
Дайм Ф. История и археология авар. // МАИЭТ. Симферополь. 2002.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и монументы рунического письма. СПб., 2003.
Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1995.
Наумов Е.П. Сербская, хорватская, словенская и далматинская зоны в VII – ХI вв./История Европы. Средневековая Европа. М., 1992.
Петрухин В.Я. Комментарии //Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1995.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Линии к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985.
Kunstmann H. Samo, Dervanus und der Slovenenfürst Wallucus // Die Welt der Slaven. 1980. V. 25.
Kunstmann H. Was besagt der Name Samo, und wo liegt Wogastisburg? // Die Welt der Slaven. 1979. V. 24.

Ключ


Первое страна славян