Первые жертвы: у берегов Норвегии погибает подлодка «Комсомолец». ОНЛАЙН 30 лет назад в Норвежском море погибла подлодка «Комсомолец»
30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подводная ладья «Комсомолец». «Газета.Ru» воспроизводит хронологию одной из главных трагедий позднего СССР в историческом онлайне.
Новости СМИ2
Передача
С начала
С конца
Не обновлять
Обновлять
12:05
Вспоминает подполковник в отставке Петроградских: «7 апреля 1989 года мой экипаж был на ДС, так именуемых дежурных силах. Утром я получил приказ найти в море терпящую бедствие советскую АПЛ, установить с ней зрительный и радиоконтакт, а затем ожидать подхода спасательных судов, оказывая морякам содействие. О том, что терпит бедствие гордость флота атомоход «Комсомолец», мы не знали».
11:57
Матросу Филиппову становится нехорошо. Его отправляют наверх.
11:54
По тревоге поднимают экипаж летчика майора Геннадия Петроградских. Поставлена задача: в районе в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной ладье. Корабль всплыл, экипаж ведет борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно доносить обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота.
Майор Геннадий Петроградских, спасавший моряков с тонущего "Комсомольца" pic.twitter.com/puu89ptbxC
— Киса и Ося (@titojiv) 7 апреля 2019 г.
11:50
«Разобраться с охлаждением дизеля! Распоряжение командира: врачу прибыть в центральный пост, рассчитать время снятия давления с 6-го отсека. В 6-м отсеке 13 атмосфер», — записано в вахтенном журнале.
11:45
Вахтенный журнал: «Подано три сигнала аварии. Квитанции нет. Не трудится охлаждение дизеля. Остановить дизель. Выйти на связь начальнику химической службы».
11:40
Горячий воздух из седьмого отсека продолжает поступать в цистерну основного балласта № 10 правого борта и продувать ее, что приводит к увеличению крена на левый борт. Не выяснив причину образования наклона, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту собственный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — люди начинают сходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже показались новые жертвы.
11:37
Передан первый сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные конструкции начинают опускаться под собственным весом. Возможно, в этом заключается причина ненадежности передачи аварийного сигнала — на сберегаю он будет принят и расшифрован лишь после восьмого раза.
11:23
Крен на левый борт достигает 8 градусов.
11:21
Вновь обращаемся к записям в вахтенном журнале: «Пожар в 4-ом отсеке. Пылает пусковая станция насоса. Искрит и дымит. Обесточен. Задымленность и газовый состав в 4-м отсеке в норме».
11:18
Срабатывает аварийная защита реактора, случилось отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Подается команда запустить аварийный дизель-генератор.
11:17
«Всплыли в надводное поза. Поднят перископ. Нет связи с кормой. Акустик. Обесточен комплекс», — такая запись осталась в вахтенном журнале «Комсомольца».
11:16
«Комсомолец» всплывает на поверхность. Первоначально подлодка имеет нулевой наклон и нулевой дифферент. Однако уже через 1-2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из седьмого отсека продолжают продувать цистерну основного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возникает крен на левый борт на 4-6 градусов. Горят уже два отсека, шестой и седьмой. Выходит задымление второго, третьего и пятого отсеков.
11:15
Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начинает поступать в цистерну слива масла основной машины, расположенную в соседнем, шестом отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» выдавливается в отсек и распыляется по оборудованию. Несший вахту в шестом отсеке мичман Владимир Колотилин становится другой жертвой ЧП.
11:14
Для дальнейшего всплытия подается команда продуть группу цистерн главного балласта. Это решение станет ошибкой и гораздо ухудшит ситуацию. При выполнении данной команды происходит разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта №10, размещённой в седьмом отсеке. В результате в отсек под высоким давлением начинает поступать сжатый воздух, что приводит к перерастанию локального пожара в объемный.
11:12
На «Комсомольце» объявляют аварийную тревогу. Ладья, которая шла на глубине 380 м, начинает подниматься до отметки 50 м. Ликвидировать пожар подачей лодочной объемной химической системы пожаротушения (ЛОХ) не удается. Пламя распространяется, в зону пожара попадают силовые электрические системы. Из-за их повреждения на глубине 150 м срабатывает аварийная защита паротурбинной установки. Субмарина теряет ход.
11:02
Полундра! В седьмом отсеке возникает пожар. И разом же открывается счет жертвам: погибает матрос Нодари Бухникашвили. Причину возгорания установить так и не удастся. По одной из версий, случилось возгорание электрооборудования.
Пункт гибели АПЛ "Комсомолец" pic.twitter.com/e0jPV3jBPJ
— Киса и Ося (@titojiv) 7 апреля 2019 г.
10:44
7 апреля 1989 года «Комсомолец» шел на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Поход проходил в штатном порядке без каких-либо намеков на отклонение от нормы. Матросы и офицеры делали свою работу. Лодка находилась примерно посередине между берегом Норвегии и Шпицбергеном. Ближайшей сушей к «Комсомольцу» был остров Медвежий, входящий в этот архипелаг.
Экипаж подлодки "Комсомолец", утонувшей в Норвежском море 30 лет назад pic.twitter.com/fQrPuBlFk3
— Киса и Ося (@titojiv) 7 апреля 2019 г.
10:28
Уместно, свое название «Комсомолец» АПЛ К-278 проекта 685 «Плавник» получила чуть более чем за два месяца до трагедии. 28 февраля ладья вышла на третью автономную боевую службу. 604-м экипажем в количестве 69 человек командовал капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Это был многоопытный подводник. С 1970 года он служил на подводных лодках на разных должностях, а в 1972-м окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде.
Капитан 1-го ранга Евгений Ванин, потерянный 7 апреля 1989 года вместе с подлодкой "Комсомолец" pic.twitter.com/iGeTSPPAFc
— Киса и Ося (@titojiv) 7 апреля 2019 г.
10:15
«Комсомолец» был отдан в эксплуатацию в 1983 году. Подлодку активно использовали для экспериментов в области глубоких погружений: именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 метров. У АПЛ были и другие задачи, в частности, флотские учения и несение боевой службы. Пунктом приписки «Комсомольца» являлась Западная Лики в Мурманской области в 45 км от границы с Норвегией. В 1984 году субмарина была включена в состав шестой дивизии первой флотилии подводных ладей Северного флота.
navy.su
7 апреля 1989 года – трагедия К-278 «Комсомолец»
10:00
7 апреля 1989 года военно-морской флот Советского Альянса понес тяжелый удар. Из-за вспыхнувшего в седьмом отсеке пожара на протяжении шести часов терпела бедствие в Норвежском море и в итоге затонула атомная подводная ладья «Комсомолец». Погибли 42 человека. «Газета.Ru» вспоминает в историческом онлайне, как развивались события в тот роковой день.