Первоначальный бой субмарины: как южане потопили корабль янки
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Первоначальный бой субмарины: как южане потопили корабль янки 155 лет назад состоялся первый успешный бой с участием подводной лодки

17 февраля 1864 году состоялась первая в истории результативная штурм подводной лодки. В самый разгар Гражданской войны в США сконструированная конфедератами субмарина «Ханли» напала на корабль федералистов «Хьюзатоник», потопив его миной. Однако и сама подлодка пошла ко дну, очутившись поражена ударной волной.

    Устойчивый интерес к созданию подводного аппарата наблюдался еще у деятелей Античности. На рубеже Средневековья и Новоиспеченного времени идею постройки судна, способного ходить в морской толще, высказывал Леонардо да Винчи. А некоторые украинские исследователи находят прародителями субмарины запорожских казаков: они якобы рассекали черноморские просторы в XVI-XVII веках, нагоняя страх на врагов.

    Новаторами в районы создания подводных лодок являются американцы. Субмарины начали массово применяться для ведения боевых действий в Первой всемирный войне, однако еще в XVIII столетии американские изобретатели были одержимы идеей достичь превосходства над противником под водой.

    Самой первой военный сумбариной считается «Черепаха», сконструированная в 1775 году школьным учителем Дэвидом Бушнеллом.

    Она имела яйцеобразную форму и управлялась одним человеком. На нее весьма рассчитывали в свете войны за независимость. Уже в следующем году «Черепаха» попыталась атаковать флагманский корабль британского флота HMS Eagle. Первое в истории применение подводной ладьи в бою окончилось неудачей. Прикрепить мину к корпусу не удалось, она взорвалась в стороне, не причинив кораблю никакого вреда. Англичане ее даже не приметили, о чем свидетельствуют записи из их бортового журнала.

    Полгода спустя колонисты предприняли новую попытку нападения на корабль Великобритании с поддержкой «Черепахи». И вновь потерпели поражение: теперь враг потопил и буксир, и саму субмарину. После гибели ее так и не обнаружили. В нынешних музеях выставлены макеты самой первой подлодки.

    Более чем за полвека субмариностроение достигло очевидного прогресса. Создание аппарата вновь совпало с военными нуждами. Во пора Гражданской войны федералисты осуществляли морскую блокаду восточного побережья. Колоссальные убытки терпел один из самых процветающих городов Юга Чарлстон, экспорт хлопка из которого ввиду невозможности пользоваться портом упал на 95%.

    С целью прорыва окружения изобретатели конфедератов сидели над несколькими образцами. В 1863 году Джеймс Мак-Клинток построил на деньги предпринимателя Хораса Ханли в Мобайле металлическую субмарину «Американский водолаз» длиной 9,1 м с гребным винтом, обращающимся усилиями четырех человек. Однако применить ее по назначению не успели: дорогостоящий аппарат затонул во время шторма. Потерпели неуспехи и другие проекты.

    Например, подлодку «Пионер» пришлось затопить при захвате Нового Орлеана северянами, чтобы она не досталась неприятелю.

    Более успешной получилась попытка с 12-метровой субмариной «Ханли», названной в честь одного из создателей и спонсоров проекта. Оружия у производителей после провала предыдущих разработок уже были на исходе, поэтому в целях облегчить и ускорить ее создание, они воспользовались престарелым паровым котлом, у которого обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности. «Ханли» была сконструирована в том же году и затем перевезена по железной пути в блокированный Чарлстон, где вошла в строй.

    По внешним очертаниям она имела некоторое сходство с современными подлодками. Носовая и кормовая балластные цистерны заполнялись самотеком, а осушались с поддержкой ручных помп. Лодку снабдили двумя входными люками. Имелись две смотровые башенки с маленькими иллюминаторами. Также в корпусе был дополнительный балласт. Для экстренного всплытия эти грузы могли отсоединяться при откручивании болтов изнутри лодки.

    Экипаж «Ханли» заключался из восьми человек – офицера-командира, осуществлявшего управление, и семерых матросов, вращавших коленчатый вал гребного винта.

    Вооружение составляла шестовая мина — медный цилиндр с 40-60 кг черноволосого пороха. В ходе атаки мину нужно было подвести с помощью шеста под днище вражеского корабля и закрепить на корпусе. После отойти на безопасное расстояние и подорвать посредством спускового шнура.

    Во время испытаний субмарина дважды тонула: в первом случае погибли пять членов экипажа, во втором, 15 октября, – все восемь, в том числе и Ханли. Одного из пап мирового субмариностроительства похоронили с воинскими почестями. Суммарно конфедераты потеряли при экспериментах с подводными устройствами 33 человека. В дальнейшем это вырвало американских специалистов значительно повысить требования к надежности лодочных механизмов и безопасности подводного плавания. В каждом случае «Ханли» поднимали на поверхность, устраняли дефекты и вновь пускали в дело.

    Несмотря на рослую смертность при эксплуатации, добровольцев для службы на «Ханли» хватало с избытком – интерес к подводным лодкам уже 150 лет назад был весьма велик.

    17 февраля 1864 года «Ханли» вышла в поход для прорыва блокады. Ее задачей было потопить 12-пушечный паровой корвет «Хьюзатоник», стоявший на якоре у острова Салливан и обстреливавший Чарлстон.

    Под заслоном темноты, примерно в 20:45, субмарина приблизилась к вражескому судну, двигаясь при небольшом погружении, почти у самой поверхности воды. Федералисты приметили угрозу и открыли огонь по загадочному аппарату, похожему на гигантское бревно, на расстоянии 15 м. Однако ружейные пули не причинили «Ханли» никакого вреда. Придясь практически вплотную к мишени, экипаж вонзил в борт «Хьюзатоника» металлический гарпун с миной и спешно ретировался. Когда подлодка удалилась образцово на 45 метров, спусковой шнур натянулся и вызвал взрыв.

    Корпус деревянного корабля разорвался и затонул в течение пяти минут. Жертвами первой в истории штурмы субмарины стали пять северян.

    Остальные спаслись на шлюпках и обломках обшивки, благо до острова было совсем недалеко. Успех операции, впрочем, не принес южанам никаких дивидендов: противник располагал еще образцово 600 кораблями, образовывавшими непрерывное кольцо. Береговая линия Конфедерации неумолимо сокращалась, блокада продолжалась со все нарастающей силою.

    «Ханли» на базу так и не вернулась. Что стало причиной гибели бабушки подводных лодок, долгое время оставалось загадкой, интригующей исследователей морских пучин. В 1995 году ее заметили в 300 м от места крушения «Хьюзатоника» на восьмиметровой глубине. Из-за обильного покрытия остова густым слоем ила, «Ханли» сохранилась в сравнительно хорошем состоянии. Как выяснилось, смерть застала членов экипажа на их штатных позициях. Наиболее убедительной версией считается сейчас, что, активировав мину, подлодка и сама значительно пострадала от ударной волны при взрыве.

    Матросы могли погибнуть от недостатка кислорода или контузии легких. В 2000 году «Ханли» возвысили на поверхность, а в 2004-м останки подводников торжественно захоронили на кладбище «Магнолия» — там же, где уже 141 год покоился прах изобретателя Ханли.

    Эксперимент субмарины конфедератов заложил традиции американского подводного флота, хотя война завершилась победой их врагов – федералистов. В XX столетье в Чарлстоне функционировала крупная военно-морская база, активно использовавшаяся США в обеих мировых войнах.

    Источник

    >