Писец в окне: как завязалась Тридцатилетняя война

Новость опубликована: 07.06.2018

Писец в окне: как началась Тридцатилетняя война

400 лет назад вспыхнула Тридцатилетняя брань — последняя крупная религиозная война в Европе. О ее причинах и последствиях рассказывает «Газета.Ru».

Писец в окне: как началась Тридцатилетняя война

Санкции против России

Декламируйте также

  • Цифровизация не просто тренд, а руководство к действию

  • Кассовая реформа: что ждет бизнес

  • От кредитования к инвестициям – прогнозы базара банковских услуг

  • Торговые сети или фермеры: куда россияне идут за продуктами

  • В Африке ждут российский бизнес

  • Новоиспеченные возможности больших городов

На рубеже XVI-XVII Европа переживала период перехода от Средневековья к Новому времени. Одновременно с усилениями позиций католической храмы пришла и мода на астрологию и оккультизм, обострились конфликты между церковью и представителями научного мира.

Реклама

В политической жития ведущая роль вот уже много десятилетий принадлежала династии Габсбургов, разделившейся на испанскую и австрийскую ветви. В начале XVII столетия испанская ветвь дома владела, кроме Испанского королевства, также Португалией, Южными Нидерландами и многими другими землями. Во владении австрийских Габсбургов были Священная Римская империя, Богемия, Венгрия, Хорватия.

Крупные европейские государства старались сдержать натиск Габсбургов и не дать им повысить владения.

Возглавляла противостояние Франция, крупнейшее европейское государство того времени, окруженное на севере владениями Габсбургов. Также династии противились Республика Соединенных провинций (Нидерланды) и Англия.

Наиболее напряженной очутилась обстановка в Священной Римской империи и Италии, где назревающий политический конфликт осложнялся религиозным противостоянием католиков и протестантов. Тем порой протестантские Дания и Швеция интенсивно развивались и жаждали монополизировать Балтику, чему активно сопротивлялась католическая Речь Посполитая.

На грунту религиозных конфликтов вспыхивали восстания и бунты. Протестантские княжества на юге и западе Германии в 1608 году объединились в Евангелическую унию, чтобы противостоять напору католиков.

В 1617 император Священной Римской империи Матвей, не имевший своих детей, объявил наследником престола Чехии своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Основная доля населения Чехии была протестантами, Фердинанд же был фанатичным католиком, заявлявшим, что

«лучше править пустыней, чем страной, целой еретиков».

Это вызвало сильное недовольство со стороны чехов.

Сам Матвей тем временем все меньше уступал протестантам. Так, он подарил деревню, за какой была закреплена свобода вероисповедания, пражскому архиепископству, которое заставило население перейти в католичество и приказало разрушить недавно выстроенную протестантскую церковь. Аналогичной оказалась ситуация и в городе Браунау (ныне Броумов), где местный католический аббат запретил использование протестантского святилища, а воспротивившиеся жители были арестованы.

Новости smi2.ru

В марте 1618 года жители Чехии вместе с оппозиционными протестантскими дворянами скопились в Праге и обратились к уехавшему в Вену Матвею с требованием освободить заключенных и перестать нарушать религиозные права протестантов, а также запланировали на май еще одинешенек, более серьезный съезд. Матвей же запретил проведение нового съезда и заявил, что покарает его зачинщиков.

23 мая 1618 года съезд все же состоялся.

Его участники выкинули из окон Чешской канцелярии двух королевских наместников и их писца.

Последний пострадал меньше всех. Вскочив на ноги, он помог возвыситься наместникам короля, а затем пробрался домой и поспешил с докладом к Матвею в Вену.

Хотя все трое остались живы, налет на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот день стал началом Тридцатилетней войны — заключительнее крупной религиозной войны в Европе.

28 июля 1618 года в Чехии произошел государственный переворот, к власти пришел Фердинанд. Чехию взяла 15-тысячная католическая армия, для противостояния которой лидеры Евангелической унии собрали 20-тысячную армию. Католические войска бывальщины вынуждены отступить. Однако лидерам унии, курфюрсту (князю) Фридриху V и герцогу Карлу Эммануилу I, не удалось добиться от прочих ее членов поддержки в создании мощной протестантской армии и выражении протеста Фердинанду. Те посчитали, что Фридрих таким образом планирует подняться во главе Богемии. Фердинанд же тем временем добивался финансовой поддержки от испанской ветви Габсбургов.

В 1619 году скончался Матвей. Богемия отказалась признать Фердинанда своим правителем и избрала на его пункт Фридриха. Тот оказался в сложном положении — и в Унии, и в его семье практически все были против такого поворота событий. Супруга Фридриха, впрочем, хотела, чтобы тот занял престол.

«Я бы охотнее ела кислую капусту с королем, чем жаркое с курфюрстом», — заявляла она.

Также решение о коронования Фридриха поддерживал и канцлер Кристиан Ангальтский. Под их давлением Фридрих все же согласился взойти на трон Богемии. Фердинанд, узнав об этом, велел новоиспеченному королю покинуть Чехию в ближайшие месяцы.

К концу 1619 года Фердинанд смог добиться крупных субсидий со стороны католической церкви и военной поддержки. Воспользовавшись разногласиями внутри унии, Габсбурги добились от нее обязательства не оказывать помощи чехам. В сентябре 1620 года армия Фердинанда разгромила армии Фридриха, вынудив того бежать в Голландию. Евангелическая уния распалась.

В 1623 году Фердинанд отвоевал Пфальц, территориальное образование, каким ранее правил Фридрих.

Первый этап войны закончился убедительной победой Габсбургов.

Попытка Габсбургов утвердиться в Вестфалии и Нательнее Саксонии и провести там католические реформы угрожала интересам протестантских государств Северной Европы – Дании и Швеции. В 1625 году Дания основы военные действия против Фердинанда. Однако тот успел собрать огромную наемную армию и успешно отразил атаку, вскоре захватив многие владения Дании. Но оккупировать островную доля Дании и напасть на Голландию он не смог из-за противодействия Ганзейского союза, в который входило более 150 городов и под воздействием которого находилось более 3000 населенных пунктов. В 1629 году Фердинанд был вынужден вернуть Дании захваченные земли в мена на обязательство не вмешиваться в германские дела.

В том же году Фердинанд выпустил постановление, возвращающее Римской церкви все земли и имущество, каких она лишилась в протестанских княжествах после 1555 года.

Рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную тревогу у Франции и Швеции. На защиту германских протестантов сделался король Швеции Густав II Адольф. В 1630 году ему удалось захватить французские земли и добиться солидных ежегодных субсидий в мена на соблюдение прав католической церкви на занятых территориях. К 1631 году шведы дошли до Пфальца, в марте 1632 года начали наступление в Полуденной Германии. Однако войскам Фердинанда снова удалось оказать достойное сопротивление.

Успехи Габсбургов вынудили Францию огласить войну императору и Испании.

Она вовлекла в конфликт своих союзников в Италии: герцогство Савойское, герцогство Мантуанское и Венецианскую республику. К 1638 году в брани наконец наметился перевес в сторону антигабсбургской коалиции. Шведы, французы и их союзники громили одну армию Фердинанда за иной. Их успехи приостановило вступление в войну Дании, опасавшейся, что Швеция захватит Балтику. Впрочем, вскоре позиции удалось восстановить, и противники Габсбургов продолжили наступление.

Летом 1648 года шведы осадили Прагу. А 24 октября после переговоров в Мюнхене был заключен Вестфальский мир, возложивший конец войне. Переговоры начались еще в 1645 году и велись в двух городах Вестфалии: Мюнстере и Оснанбрюке. В Мюнстере вели переговоры представители Священной Римской империи, Франции и иных католических государств, а в Оснабрюке — представители Священной Римской империи, Швеции и протестантских немецких князей.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои мишени: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — сделать меньше территориальных уступок.

Вестфальский мир подтверждал равноправность католической и протестантской религий на всей территории Германии.

Крупнейшие протестантские государства Германии увеличили свои территории, преимущественно за счет бывших духовных владений. Некоторые церковные владения перешли под власть иностранных правителей — королей Франции и Швеции. Позиции католической храмы в Германии были ослаблены, а протестантские князья окончательно закрепили свои права и фактическую независимость от империи. Вестфальский мир легитимизовал раздробленность Германии, предоставив множеству составлявших ее государств всю полноту суверенитета. Подведя черту под эпохой Реформации, Вестфальский мир отворил новую главу европейской истории.