Отчего чеченцы ассоциируют себя с волками

Новость опубликована: 13.02.2020

Отчего чеченцы ассоциируют себя с волками

Отчего чеченцы ассоциируют себя с волками

В традиционной чеченской культуре особая роль отводилась образу волка и волчицы, с какими ассоциировали себя храбрые местные мужчины и самоотверженные женщины. Олицетворяя собой бесстрашие, силу, мужество, стойкость и ловкость этот представитель фауны, известный под названием «борз», был неоднократно воспет в чеченском фольклоре, а также стал неофициальным символом края.

Легенда о начале времени

В чеченском фольклоре волку посвящены сразу два ключевых предания – легенда о начале времени и предание о конце времени. В первом произведении народного творчества повествуется о периоде, когда Создатель начал заселение земли многообразными животными и людьми. Вместе с жизнью он даровал каждому живому существу на планете свою Волю, однако лишь волчица обнаружила стойкость в соблюдении заповеди о любви и уважении к иным тварям, остальные безжалостно истребляли друг друга, нарушая завет Всевышнего. Желавшая всеобщего вселенной волчица пыталась вразумить жестоких животных других видов, но они просто смеялись над её слепым повиновением перед Богом, из-за чего число зла на земле неуклонно росло. Разочаровавшись в собственных творениях Господь, ниспослал на планету страшную стихию, которая должна была истребить её со всеми обитателями. В тот самый момент, когда солнце превратилось в кроваво-красное пятно, а с небес посыпался песок, подул ледяной ураганный вихрь, который не только вырывал деревья, но и разбивал горы.

Трусливые звери и грешные люди, забыв обо всём и всех сделались искать убежища, и лишь отважная волчица, бесстрашно повернувшись лицом к разрушительной силе, пыталась заслонить своим телом собственных волчат. Бешеные порывы срывали с неё кожу и мясо, оголяя кости, а она неколебимо стояла на страже потомства, к которому стали прибиваться хитрые люди, желавшие выжить, спрятавшись за её спиной.

Когда Всевышний узрел эту полотно, он тут же усмирил стихию и, обратившись к волчице, молвил: «Ради тебя, храброе животное, я оставляю жизнь на земле, но я никого не извинил». Позже выжившие люди подло расправились с этой стойкой волчицей, которая была свидетелем их предательства и малодушия. Этим объясняется укоренившаяся в человечестве страстность к убийству волков, и привычка данного животного одиноко выть, подняв взор на небо.

Легенда о конце времени

Но если в этап начала времён волку удалось спасти от гибели не только себя, но и других представителей фауны, то согласно иной чеченской преданию, рассказывающей о конце времени, Аллах пощадит только этого смелого хищника. Всевышний снова пошлёт на землю ураган, и серый вновь будет противостоять ему, вцепившись когтями в горную скалу. В Судный день ветер будет рвать плоть зверя, а он несокрушимо стоять, не пытаясь отыскать укрытие, а когда недоумённые ангелы спросят у него, откуда он взял силы для сопротивления, серый хищник ответит: «Под моими лапами оставалась земля моей Отечества. Как же я мог не выстоять?».

Именно поэтому, ту самую волчицу чеченцы считают своей прародительницей, а волка почитают как тотемное животное.

Волколюди или «берзлой»

Историк Хасан Бакаев в труду «Люди Волка» обращает внимание на то, что в чеченском языке слово «волк» звучит как «борз», а лексема «волки» произноситься уже по-иному «берзлой».

Вся соль такого положения вещей состоит в том, что на местном диалекте древний суффикс «лой» буквально обозначает слово «люд», а волк является единственным животным, к названию которого горцы добавляют этот аффикс.

Таким образом, уже в самом в чеченском стиле закреплено традиционное представление горцев о своем происхождении от волков. Желая сделать комплимент мужчине-воину, отметить его храбрость, дерзновенность и проворство, доблесть и бесстрашие с древних пор было достаточно сравнить его с волком и назвать «берзлой».

Волчий характер

В представлении чеченцев волк является самым правым и благородным хищником, не боящимся вступать в открытую борьбу против превосходящего его в силе противника, и не пасующим перед лицом опасности и даже кончины. Исследователь истории Кавказских войн генерал Василий Потто в одной из своих работ отмечал: «Кто-то справедливо приметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Серый идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду беспросветную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона».

Символ Ичкерии

Когда летом 1991 года на территории Чеченской Республики возникло самопровозглашённое и непризнанное государственное образование под наименованием Ичкерия, сепаратистские власти решили поместить образ смелой, самоотверженной и непокорной волчицы на герб своей политической колы.

Художник Султан Юшаев, который собственно и создал этот чёрно-белый герб, впервые официально представленный публике в 1990 году на Первом чеченском съезде, представил волчицу в полулежащей позе с поднятой головой.

Над ней он расположил луну, а под ней национальный орнамент и 9 звезд, соответствующих числу чеченских обществ — тукхумов.

Сообразно альтернативной версии авторство эскиза герба Ичкерии приписывается Алле Дудаевой –жене Джохара Дудаева, являвшегося вторым президентом самопровозглашённой Чеченской республики. Поговаривают, что прообразом для волчицы стал вожак волчьей стаи Акелла из советского анимационного фильма «Маугли».

Кстати другой прославленный мультфильм «Ну, погоди!» в те самые годы угодил в опалу, поскольку, считалось, что издевательства зайца над волком оскорбляют национальные чувства чеченцев и их официальный государственный символ.

Однако после ликвидации Ичкерии и фактического возвращения Чечни в состав Российской Федерации, волчица, исчезла с официального герба республики, хотя за пределами страны и в интернете чеченцы довольно часто используют прежний государственный символ.

В тот же исторический этап в качестве государственного гимна Ичкерии использовалась старинная боевая песня горцев, начинающаяся со строки: «Буьйсанна борз ехкаш дуьненчу девлла тхо» – «Мы родились той ночью, когда ощенилась волчица».

Каллиграфия

Исламский художник-каллиграф Мурад Магомедов, владеющий искусством прекрасного письма, отмечал, что в арабской каллиграфии весьма редко можно обнаружить совпадение начертания слова с формой образа, с каким она ассоциируется. Одним из таких исключений являет собой слово «Чечня», в начертании которого легко можно распознать башку волка, являющегося символом этой республики.

Волчьи суеверия

Желая, наделить новорождённого сына силой и мужеством, чеченцы нередко нарекали мальчиков именем Борз, то есть волк.

Чтобы оградить малыша от напастей, ему на шею вешали оберег из волчьего зуба или когтя, а для защиты жильё от дурного сглаза использовали в качестве магического амулета волчье сухожилие задней ноги или хвост.

Встреча средь белоснежна дня с волком сулила чеченцу удачу и успех в важных делах.


Отчего чеченцы ассоциируют себя с волками