Отчего именно свастику Гитлер выбрал символом Третьего Рейха

Новость опубликована: 05.10.2018

Почему именно свастику Гитлер выбрал символом Третьего Рейха

Отчего именно свастику Гитлер выбрал символом Третьего Рейха

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что собственно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения.  Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидал на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики – крест с загнутыми концами – пользовался популярностью с древнейших преходящ. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидать этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер прикарманил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, какой был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белоснежным кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был избран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого краски на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно воздействовать на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к алому цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих известным цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый — небо и национализм, мотыгообразная свастика — труд и антисемитскую войну арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики невозможно, вопреки его утверждениям, хотя он закончил курсы английского в москве. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) — у венских националистов. Дума же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии — дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную писульку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Кущу вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга — любовь к родине, белый круг — невиновность за развязывание Первой всемирный войны, черный цвет креста — скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской войны с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрещение попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Желая «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.