Отчего Иван Грозный взял Казань только с третей попытки

Новость опубликована: 04.07.2018

Почему Иван Грозный взял Казань только с третей попытки

Отчего Иван Грозный взял Казань только с третей попытки

2 октября 1552 года под натиском русских войск пала Казань. Тот, кто воспринимает это событие как рядовую победу бездонно заблуждается. Взятие Казани было миссией Ивана IV, его исторической инициацией.

Божья воля

Иван Грозный – один самых эпохальных правителей России. О его роли в истории произнесено и написано столько, что хватило бы на десяток прочих царей нашего государства. Иван IV с детства осознавал свою инаковость, своё особое поза. Выражалось это в патологическом поведении, которое вводило в ступор даже видавших виды бояр. Неизвестно, как бы сложилась история, если бы не было у Грозного такого преподавателя, как Сильвестр. Если проводить культурно-исторические параллели, то Ивана Грозного (учитывая его амбиции и завоевания) можно сравнить с Александром Македонским, а Сильвестра, соответственно, с Аристотелем. К слову, Александр Македонский был в то пора на Руси культовым персонажем. Завоевание Казани Иваном Грозным сравнимо с Восточным походом Македонского. Осознавая свою богоизбранность (по воздействием речей Сильвестра), Грозный воспринимал взятие Казани как особую миссию, как инициацию, как возможность доказать самому себе своё право на царство. И доказал.

Три осады, остров-град

Взятие Казани – это почти мифологический сюжет. Казань была взята с третьей попытки. Два предыдущих похода Грозного окончились неуспехом, однако дали возможность подготовиться к третьему походу, который, выражаясь языком масс-медиа, был обречен на успех. Грозный предпринял стратегическое решение: строить твердыня неподалёку от Казани. Опыт предыдущих неудачных походов показал необходимость русского укрепления вблизи осаждаемого города. Твердыня Свияжск была построена в рекордно-короткие сроки, за 28 дней. Такая скорость постройки была обеспечена тем, что строительством возглавлял талантливый военный инженер Иван Выродков. Позже, уже во время взятия Казани, Выродков за одну ночь построил тринадцатиметровую осадную башню ручной сборки. Свияжск, остров-град, тот самый фантастический остров-Буян из сказки Пушкина – ещё одно мифологическое место из истории взятия Казани.

Переправа

Продолжает череду мифологических параллелей истории взятия Казани перевоз через Волгу, которая началась 15 августа 1552 года. Мифологический сюжет переправы важен для общей полотна, Волга была Рубиконом, который необходимо было благополучно преодолеть. Для переправы были построены специальные боевые корабля. Узнав о том, что русские затеяли переправу через реку, хан Едигер предпринял попытку сдержать маневр наших войск, но в ходе ожесточенной трехчасовой схватки казанские армии, которые превосходили силы русских в разы, были отброшены и переправа войск могла беспрепятственно продолжаться ещё неделю.

Заслон тыла

Казань была обложена 150-тысячной армией. В городе же, по словам Камая мурзы, было 30 тысяч воинов-казанцев. Кроме того, на Рослой Горе, на укрепленной позиции, расположилась конница князя Епанчи. Город был хорошо обеспечен разными запасами, стены посада и кремля бывальщины отремонтированы, казанцы заранее готовились к осаде. За 28 лет это была уж пятая осада города.

Осаждавшие больше всего терпели от неожиданных нападений конницы Епанчи. Русским войскам необходимо было закрыть тылы,а для этого необходимо было избавиться от беспрерывной угрозы. Было принято решение решать проблемы по мере их поступления. 6 сентября выступила в поход специально для этой мишени созданная армия из трех полков. Арский острог на Высокой Горе был построен среди лесов и болот из бревенчатых срубов, заполненных землей. Кругом острога имелись засеки. Такую укрепленную крепость можно было взять только штурмом.Войска двумя колоннами пришлись к воротам. Завязалась перестрелка. После двухчасовой битвы, не выдержав натиска, оставив убитых и 200 человек пленных, заступники острога бежали. Острог был уничтожен. После этой победы «войска воюючи и села жгучи» повели наступление на город Арск. В течение двух дней Арск был разграблен и разгромлен.

Казаки-индейцы и поднявшиеся из мертвых

Осада была произведена по всем инженерно-техническим правилам того времени. В предыдущие разы русские войска пытались хватать город штурмом, но Казань была хорошо укреплена и такая тактика показала свою нецелесообразность. На этот раз всё было по-иному. За 5—6 дней Казань была окружена осадными сооружениями: туровой линией, перед ней шла линия «за-копей», траншей с окопами и редутами. 27 августа поставленные туры на Арском поле бывальщины вооружены осадными орудиями больших калибров. Надо полагать, они были установлены и в других местах, но самое большое их число было именно против Ногайских, Царевых и Арских ворот. Казанские стены постоянно подвергались массированному обстрелу.

Во взятии города огромную роль также сыграли минеры под управлением литвина Розмысла (Эразма) и британца Бутлера. Они делали подкопы под стены, закладывали бочки пороха. Взрывы пороховых зарядов разрушил колодцы, питавшие город водой. В итоге, собственно взрывные работы способствовали деморализации казанской армии, которая оказалась неготовой к подобной массированной и спланированной атаке.

Положительную помощь царским войскам оказали внезапно подошедшие к Казани донцы (донские казаки). Они пришли ночью. Их неожиданное появление напугало как одну, так и иную сторону. Впечатляющим был и вид казаков. Они украсили свои одежды и головы птичьими перьями и в отсветах костров смотрелись по меньшей мере грозно.

2 октября, во пора финального штурма многие русские воины, изнуренные длительной осадой и отчаянным сопротивлением, не слишком охотно шли на приступ, прикидывались ранеными и убитыми. Когда же войска ворвались в город, многие “раненые” и “убитые” ринулись в бой.

Осада продолжалась 41 день. Символическое смысл продолжительности взятия Казани отсылает к продолжительности христианского поста, что не случайно. Взятие Казани – это не только политический, но духовный рубеж в истории русского страны.

Царская доля – Божья воля

Иван Васильевич мог бы лично не присутствовать во время взятия Казани, ему предлагали остаться в Москве, но он был тверд в своей решимости. В первые дни осады Иван Грозный был деятелен, участвовал в расстановке полков, ездил «во все дни и в нощи» вокруг татарской крепости. По решению боярского совета царский полк разрешено было ввести в сражение в момент решающего штурма — 2 октября. Однако, всё пошло не по плану. В день штурма, когда царским полкам пора было входить в твердыня, Иван усердно молился в походной церкви. Просьбу о выступлении полка царь проигнорировал, не желая прервать молитву. Когда государев полк показался наконец под стенами крепости, на них уже подняты были хоругви. Промедление Ивана дало пищу для неблагоприятных толков. По словам Курбского, в критический момент воеводы приказали раскатать государеву хоругвь у главных ворот «и самого царя, хотяща и не хотяща, за бразды коня взяв, близ хоругви поставиша».

Неслучайный дар

Сквозь четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело вящая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — сделалась притчею и поруганием». При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с какой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли собственный чудотворный образ, на иконе запечатлённый. Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять заступ и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон грезится девочке, но знамение в нём. Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они образ, в состоянии идеальном, словно только что написанную. Этот неслучайный дар закольцовывает сюжет о взятии Казани богоизбранным царем Иваном IV, какой исполнил свою Восточную миссию.