Отчего нужно вернуть историческое имя Мосфильмовской станции МЦК

Новость опубликована: 01.12.2016

Почему нужно вернуть историческое имя Мосфильмовской станции МЦК

Отчего наш обозреватель предлагает назвать этим забытым именем станцию Московской кольцевой железной дороги Почему нужно вернуть историческое имя Мосфильмовской станции МЦК Теперь она называется Мосфильмовской, а в мое пора еще и улицей не была. Адрес гласил: Слобода Потылиха. Историки Москвы приводят и другие ее имена, они воинственны и красивы ("Военное поле", "Алый луг"), да ведь наверняка имен было больше. Кто пришел жить в слободу, тот и кличет ее как удобно.

Мне стукнуло три года, когда разнесся по слободе весть, что на пересечении Потылихи и Воробьевых гор будут строить грандиозный киноцентр, не хуже американского Голливуда или немецкого Бабельсберга (с Германией взаимоотношения еще не подкосились). Едва запахло жильем (для строителей и работников кинодворца), как мой отец двинул туда в кадры. И сделал карьеру, начав с места продюсера (нянька моя такого не выговаривала, и родня вслед за ней переименовала отца в проседуры). В каковом качестве отец на "Мосфильме" и закрепился, а десяток лет спустя, уже как член парткома студии, пошел охотником на фронт (и там пропал без вести).

Фабрику строили рабочие (привалившие с периферии), селились они в бараки, какие сами же и строили. А для иноземных спецов (немцев и американцев) и наших руководящих кадров решено было возвести пятиэтажный дворец под названием жилдом.

Жилдом — сорок квартир-коммуналок, из каких только одна была персонально предназначена Сергею Эйзенштейну.

Он и наезжал в этот построенный жилдом из своей московской квартиры и, по воспоминаниям соратников, садился у окна, глядя на слободу Потылиху и замечая, что со преходящ Ивана Грозного пейзаж совсем не изменился. Впрочем, может, он думал и о временах Ледового побоища…

А мои родители (со мной на дланях) получили, наконец, комнату в одной из сорока коммуналок жилдома.

Нянька моя (приехавшая с моими родителями из ростовской глубинки), слыша, как соседка-немка командует своим котом, вбегала с кухни и сваливалась на кровать с хохотом:

— Ну надо же! Кот по-немецки понимает!

Мое общение с немецкими соседями на коте не задерживалось: их пятнадцатилетний сын с удовольствием катал меня по двору на салазках. Вот кого я полюбил! Когда в 1941 году началась война, немцы съехали, что с ними сталось, не знаю. Только внимательный Герт остался в памяти… на всю жизнь…

Жизнь меж тем наладилась. Отец мотался по киноэкспедициям, мать преподавала в школе, а меня нянька поутру отводила в детский сад и вечером забирала домой.

Этот мосфильмовский детсад удостоился интереса авторов фильма "Подкидыш", откуда великая Фаина Раневская провозгласила на всю край:

— Муля, не нервируй меня! — и страна вняла.

Жилдом тоже нас нервировал. Стены шли трещинами, с потолка летели в тарелки кусы штукатурки…

Это если сидеть внутри. А если выйти? Наш дворец над Потылихой — шедевр архитектуры.

Потылиха. 1954 год. Снимок сделан с кровли строящегося «Мосфильма». Фото: Из личного архива

А вокруг расстилалась слобода… Вскоре над ней заострились строительные краны, и вытянулся корпус кинофабрики с красным аргоновым профилем Сталина на стене. Слухи обгоняли друг друга. Вдруг выяснилось, что фабрику спланировали вредители — так, чтобы сверху она гляделась как самолет носом на Кремль, и это, конечно же, ориентир для вражеских летчиков! Строителя кинофабрики упекли в лагерь, в жилдоме дочка его продолжала оставаться с бабкой, во всем этом я разобраться не мог, для меня чудо было лишь в том, что фамилия архитектора была Строилов…

Господи! И мне все это надо было поместить — уже шести лет от роду.

А в семь лет все рухнуло. Война, эвакуация, свердловская школа, уплотненная госпиталем… раненые, тихонько из-за стенки подсказывающие ответы на задачки…

Брань жилдом пережил. Только выкрасили его в семь чередующихся красок — это чтобы немцы, бомбившие Москву, не догадались, что это большой жилдом, а зачислили его за шеренгу домишек.

Потом наш дворец выкрасили в привычный белый цвет. Потом, уже в начале 50-х годов, снесли.

Мешал какому-то новоиспеченному шоссе…

И ничего не осталось от прежней Потылихи.

Роскошное здание "Мосфильма" — целый город, в панораме какого "летящий самолет", уже и искать бессмысленно. Перед входом — обелиск памяти погибших студийцев (фамилии сплошь известные по школе — инициалы другие…). Перед другим входом — мемориальный "пятачок": ладони мастеров кино, отпечатанные в глине цветников. Скульптура великого актера со знаменитым жестом (жест и спровоцировал местных хулиганов: отломили руку, пришлось отливать заново).

А подревнее что-нибудь уцелело?

Да храм же, церковь! Троица в Голенищеве! Как не снесли в бунтах семнадцатого? Крест тогда скинули, попов пересажали, сделали какой-то строй, который я и застал. А нынче вернули церковь Церкви. И крест на колокольню. И службы. И двор обустроили… так что открылся внизу пленительный вид на речку Сетунь — там мы купались как-то…

Теперь не искупаешься: не пускают. Корты добавлены по берегам. Посольские жилые корпуса. Теперь это не слобода — закрытый знатный квартал.

А имя?

Имя от Кутузова, приметившего в 1812 году: "По наполеоновскому тылу отсюда били лихо". Отсюда и Потылиха. Между прочим, в наименованье ближайшего сельца — тоже кутузовский отсвет: Троицкое-Голенищево…

А может быть, обращусь через журнал к столичному руководству — наименовать Потылихой станцию замечательного Московского центрального железнодорожного кольца, только что запущенного в эксплуатацию?

Мне скажут: есть полустанок с этим именем. Но там поезда не останавливаются.

Анонс

В декабрьском номере "Отечества" одной из главных тем будут материалы, объединенные рубрикой "Матери Родины". Здесь вы найдете рассказ о мамах, потерявших детей на войнах: у Веры Панаевой на Первой мировой погибли четыре сына, у Прасковьи Володичкиной на Великой Отечественной — девять. Разузнаете, как воспитывала своего великого сына и жила после его смерти Анна Тимофеевна Гагарина, как семнадцатый ребенок в семье Менделеевых Дмитрий благодаря своей маме сделался гением химии…

Подписаться на "Родину" можно в почтовых отделениях связи РФ по каталогам:

"Роспечати" — индекс 73325,

"Почта России" — индекс 63436, "Пресса России" — индекс 40687.

Презентация

3 декабря с 12.00 до 13.00 в пресс-центре ЦДХ на 2-м этаже ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction "Российская газета" коротает презентацию журнала "Родина". 11-й номер журнала полностью посвящен 99-й годовщине Великой русской революции, о нем и пойдет выговор на презентации.


Ответить