Отчего пленные немцы в ГУЛАГе предпочитали называться румынами

Новость опубликована: 25.07.2019

Отчего пленные немцы в ГУЛАГе предпочитали называться румынами

Отчего пленные немцы в ГУЛАГе предпочитали называться румынами

После осеннего визита в СССР канцлера Федеративной Республики Германия Конрада Аденауэра, 16 января 1956 года под звуки духового оркестра домой на закат отправился последний эшелон с немецкими военнопленными.

За время, проведённое в неволе, они открыли для себя другую, не навязанную фашисткой пропагандой советскую край, а вернувшись на родину, оказались в иной действительности, к которой нужно было привыкнуть, чтобы стать рядовым членом общества.

Эволюция понятий

Одним из основных результатов пребывания немецких военнопленных в лагерях СССР в 1941-1956 годах стало изменение их понятий о советском человеке и государстве, нелицеприятный образ которых создавался в кабинетах Третьего Рейха.

Столкнувшись лицом к лицу с несложным народом, они осознали, что в своё время, попались на крючок фашисткой пропаганды, убедившей их в мнимом расовом превосходстве над другими нациями. Упавшая с их глаз пелена идеологии, позволила им увидать реальный облик русского человека, с его положительными и отрицательными сторонами.

Яркое доказательство двойственности его характера, удивительным образом, сочетающим в себе сочувствие и беспощадность, можно отыскать в воспоминаниях военнопленной М. Гертнер, писавшей: «Кто их может понять, этих русских? Одних они расстреливают и могут даже над этим презрительно хохотать, другим они дают вволю супу и делятся с ними даже своей собственной дневной порцией хлеба».

Подобным проблемой задавался и немецкий капеллан Франц, после нескольких лет плена, пришедший к выводу, что загадка русской души заключается в её неподдающейся рациональному разбору полярности, заставляющей просто уважать этот народ.

Слабости человеческие

Оказавшись в лагере для военнопленных, немцы постепенно поделились на два категории, представители которых искренне не понимали поведения друг друга. Одни продолжали придерживаться своих националистических взоров, другие, пытаясь выжить, шли на разнообразные хитрости.

Закоренелые фашисты были шокированы, тем, как часть их бывших сослуживцев, с легкостью меняла свою национальную принадлежность, отрекаясь от немецких корней в пользу австрийских или венгерских. Но особенно выгодно было назваться румыном, поскольку этой этнической группе в станах СССР удалось закрепиться на кухне. В условиях нехватки продовольствия, это хлебное место могло помочь человеку поддержать житейские силы и не прибегать к каннибализму, несколько случаев, которого были зафиксированы в лагерях Мордовии.

Желание жить превращало бывших немецких боец из сверхлюдей, смотревших на остальные народы с высоты своего арийского происхождения, в обычных людей со свойственными им слабостями. По словам Генриха Эйхенберга, военнопленные движимые эмоцией голода часто превращались в зверей, готовых продать за порцию еды и душу, и тело, намекая на имевшие место гомосексуальные связи.

Возвращение

Немецкие военнопленные возвращались домой исподволь, но каждый раз их встречали как героев, вырвавшихся из застенков сталинских лагерей, а не преступников, понёсших наказание за содеянное в Восточной Европе.

Первые поезда с бывшими пленными пересекли рубеж Германии в 1945 году, и до 1947 года из СССР были высланы все нетрудоспособные «кадры», которые не только не приносили прок в деле восстановления страны, но еще и отнимали средства на своё содержание. Так калеки, старики, неизлечимо больные и тяжелораненые немцы из сломанного советского союза попали в сломленную послевоенную Германию, где жизнь была слаще только тем, что протекала в родных стенах. Травмированные как физиологически, так и душевно они долго приходили в себя, пытаясь осмыслить случившееся.

Вторая волна пленных возвращалась в 1948–1950 годах, и её основу составили дистрофики, какие подправив физическое здоровье и подлатав психологические травмы, с энтузиазмом взялись за возрождение экономики страны, обеспечившей их работой, и помогшей скоро вписаться в новую социальную структуру.

В том числе благодаря стараниям этих ребят Германия сумела достичь скорого экономического роста, позволившего повстречать заключительную партию военнопленных внушительной денежной компенсацией.

Такая материальная поддержка, очень помогла прибывшим в 1955-1956 годах немцам, какие некоторое время испытывали шок от того как стремительно Германия преодолела послевоенные трудности, явив перед ними новые технологии во немало областях жизнедеятельности. Так что этой категории военнопленных пришлось привыкать не только к нормальным условиям бытия, но и быстрому ритму жития.

ГДР или ФРГ

Однако ресоциализация бывших военнопленных в Восточной и Западной Германии протекала по-разному. Прибыв во Франкфурт-на-Одере, где располагался сборный стан МВД No69, они в зависимости от места прежней прописки могли попасть либо в ГДР (зона советской оккупации), либо ФРГ (зона оккупации союзников).

Те, кто жил ранее на территории, попавшей под юрисдикцию СССР, обязаны были пройти лагерный карантин, получить свидетельство об освобождении из плена и в непременном порядке регистрироваться в полицейском участке, чтобы органы внутренних дел ГДР могли отслеживать их передвижение.

Кроме того, репатриантам из плена необходимо было получить медицинскую карту, подать заявление на трудоустройство в службу занятости, чтобы до момента обеспечения трудом получать продовольственные карточки.

К слову, в ГДР бывшие пленные весьма быстро находили способ заработать на жизнь, поскольку эта доля некогда единой страны в большей степени пострадала от военных операций, и ей требовалось срочное восстановление.

Несколько сложнее обстояли дела с трудоустройством у тех, кто после освобождения вернулся в ФРГ, какую война практически обошла стороной.

Многие репатрианты, пополнив ряды безработных, долгое время едва сводили крышки с концами, пока в 1950 году не был принят «Закон о мероприятиях по оказанию помощи лицам, вернувшимся на родину».

Однако убранству с временными неудобствами, они, как только переступили черту лагерного карантина, получили на руки 80 дойчмарок и полную свободу, без нужды осведомлять власти о своих дальнейших действиях.

Цензура на мемуары

Попав в зону влияния противоборствующих идеологических систем, бывшие пленные в ГДР и ФРГ, даже если они сидели совместно в одном лагере, в своих мемуарах по-разному описывали свои впечатления. А объяснялся сей факт наличием цензуры, которая в прозападной районы Германии следила, чтобы в публикациях присутствовало отчётливое антикоммунистическое настроение, а в просоветской части приветствовала воспоминания о том, как немецкие бойцы под воздействием коммунистической идеологии поняли пагубность фашизма.

Первые, лишённые пропагандисткой подоплёки мемуары бывших военнопленных, показались после объединения Германии в 1989 году.


Отчего пленные немцы в ГУЛАГе предпочитали называться румынами