Отчего советские истребители боялись немецких асов

Новость опубликована: 11.01.2020

Отчего советские истребители боялись немецких асов

Отчего советские истребители боялись немецких асов

9 сентября 1942 года появилось секретное донесение на имя И. В. Сталина, подписанное заместителем Верховного главнокомандующего Г. К. Жуковым, заместителем Наркома обороны СССР по авиации А. А. Новиковым, членом Государственного комитета обороны Г. М. Маленковым, и говорилось в нём вытекающее:

«…На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз вяще, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают, и заключительные безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы…»

На основании донесения вышел распоряжение № 0685 от 9 сентября 1942 года «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей». В приказе говорилось, что отныне лётчикам истребительной авиации засчитываются военные вылеты лишь те, в которых сопровождаемые ими штурмовики или бомбардировщики не имели потерь. Сбитыми самолётами противника считать лишь те, какие подтверждены фотоснимками или наземными наблюдателями. За уклонение от боя лётчиков-истребителей отдавать под суд и переводить в пехоту.

На фоне этого документа по-новому выглядят бесчисленные упоминания в мемуарах немецких лётчиков о том, что советские истребители в бой с ними не вступали. Есть немало примеров, когда наши сухопутные армии терпели поражение из-за отсутствия авиационной поддержки. Летом 1942 года брошенная в наступление под Воронежем 5-я танковая армия понесла огромные утраты от ударов немецкой авиации, а своих самолётов в небе танкисты не видели совсем. Притом что поддержку должна была оказывать 1-я истребительная армия, в какой был 231 истребитель (это больше, чем во всём 4-м воздушном флоте люфтваффе), а в составе Брянского фронта была ещё и своя 2-я воздушная армия. Советские истребители в бой не вступали, в итоге штурмовики и бомбардировщики оказывались без прикрытия и тоже в бой не шли. Из-за этого летом 1942 года бомбардировщики Пе-2 вынужденно использовались по ночам, желая они были совершенно не приспособлены для такой работы.

Обычно все проблемы того времени в Советском Союзе объясняли качественным перевесом немецкой авиации и разбомблёнными в самом начале войны советскими аэродромами. В 1942 году в Красной армии действительно было весьма мало самолетов. Так, на 1 мая в действующей армии было всего 3 160 исправных боевых самолётов (без учёта 320 разведчиков и 375 ночных легковесных бомбардировщиков У-2), а также 1 200 истребителей ПВО и до 400 боевых самолётов Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Но им противостояли итого 1 370 немецких, 205 финских, 165 румынских и 70 итальянских боевых самолётов.

Соотношение сил на конкретных участках было не в прок немцев. На 1 августа в составе 8-й армии было 454 исправных самолёта (из них 172 истребителя), но в интересах фронта действовала и 102-я истребительная авиадивизия ПВО (85 истребителей). С немецкой сторонки действовал 8-й авиакорпус, в котором было на тот же момент 96 истребителей и 234 бомбардировщика.

Причин, по которым советские лётчики избегали боя с немецким истребителями, было несколько. Разумеется, это невысокий уровень подготовки советских пилотов. Большинство из них в 1942 году имели за плечами ускоренный курс лётных училищ военного поре без присвоения офицерских званий. Их выпускали старшими сержантами.

Но основной причиной всё-таки следует считать качество истребителей. В 1942 году Алая армии в основном имела на вооружении самолеты Як-1 и Як-7. Были истребители ЛаГГ-3 и МиГ-3, однако они всё больше уже переводились в авиацию ПВО.

Истребители Як ценили за простоту и дешевизну производства. Аэроплан собирался из недефицитных материалов: каркас из стальных труб, обшивка полотняная, крыло деревянное, также обтянутое полотном. Дюралюминий использовался минимально, лишь в кой-каких узлах. Истребитель был прост в пилотировании, что позволяло его быстро освоить даже неопытным лётчикам. Но все эти замечательные качества сильно обесценивали характеристики аэроплана. Какие бы цифры ни приводились в защиту истребителя, в воздушном бою он безнадёжно уступал «мессершмитту». Конечно, на Яках летали и асы, но большая доля пилотов отнюдь не имела такой подготовки и опыта, как немецкие лётчики.

В книге «Дело всей жизни» А. С. Яковлев, расхваливая собственный истребитель, сравнивает его характеристики с немецким «Эмилем» (так называли модификацию Bf.109E). Но дело в том, что истребители Bf.109E были основными в люфтваффе в 1940 году, а к начину операции «Барбаросса» их оставалось менее половины. И главными противниками советских пилотов стали «Фридрихи» (Bf.109F), скорость каких уверенно переваливала за 600 км/час, а это на 50 км/час больше, чем у Як-1 и ЛаГГ-3. А с мая 1942-го на вооружение немцев стали поступать ещё более совершенные и скоростные «Густавы» (Bf.109G).

Постигнуть советских лётчиков-истребителей можно. Они не хотели вступать в безнадёжный бой с заранее известным результатом. И даже ценой своей жизни выполнить распоряжение всё равно бы не смогли. «Мессеры» имели возможность не вступать в бой в невыгодной для них ситуации. Легко уходили от преследования и могли, связав советские истребители сражением, расправляться с бомбардировщиками и штурмовиками. Тем боле что взаимодействия в воздухе у советских пилотов не было, радиостанции имели только командирские машины. Ситуация изменилась лишь с появлением в вящих количествах новых истребителей Ла-5, а также поступлением в войска американских «Аэрокобр», на которых летали асы вроде Покрышкина.


Отчего советские истребители боялись немецких асов