Отчего в Великую Отечественную советская пехота не любила свою авиацию
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего в Великую Отечественную советская пехота не любила свою авиацию

Отчего в Великую Отечественную советская пехота не любила свою авиацию

Конкуренция разных родов войск на Великой Отечественной брани – тема болезненная. Казалось бы, вся ненависть должна была уйти на врага, однако в боевой обстановке часто возникали притязания и друг к другу. Особенно неприязненные отношения у пехотинцев Красной Армии сложились со «сталинскими соколами».

Соперничество родов армий

В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» есть характерный фрагмент, посвящённый взаимным пересудам пехотинцев, танкистов и артиллеристов. Однако в касательстве лётчиков представители наземных войск оказались единодушны:
Лишь в согласье все подряд
Авиацию бранят.
Проблема соперничества родов армий давно привлекала внимание военных теоретиков, а в последние годы ею занимаются и психологи. Первых интересует, как не допустить розни между бойцами, вторые же пытаются постичь, почему такая вражда возникает и как она проявляется.
В основе соперничества – зависть, связанная с привилегированным положением одних воинов перед иными. Исторически многочисленная пехота, состоявшая из простолюдинов, завидовала «аристократической» кавалерии. В начале XX века такое отношение распространилось на вновь показавшиеся роды войск, в частности, авиацию. В годы Первой мировой войны среди военных лётчиков действительно преобладали отпрыски самых родовитых семейств Европы. Но кроме социальных причин неприязни были и другие.
«С земли, из окопов казалось, что война в воздухе совсем иная, чем внизу, свободная от крови и грязи. Не случайно в те годы лётчиков называли «рыцари неба», – пишет исследователь Елена Сенявская.
Она также добавляет, что в обществе было романтическое отношение к профессии авиатора, связанное с её необычностью и даже «фантастичностью» по тем временам.

Обиды советских пехотинцев

В начале Великой Отечественной брани, когда немцы обладали превосходством в воздухе, и на головы пехоте беспрерывно сыпались бомбы, в лётчиках видели настоящих избавителей, способных дать отпор «фашистским стервятникам».
Но со временем бесконечное прославление советской пропагандой авиации стало «солью на раны» рядового пехотинца. Сухопутный боец чувствовал, что у лётчика было намного больше шансов выжить, чем у него самого. Прошедший всю войну писатель Василь Быков повествовал, что в стрелковом полку средний пехотинец успевал прослужить всего несколько месяцев – затем он либо погибал, либо попадал в лазарет. Среди авиаторов тех, кто воевал от начала до конца, было куда больше. Даже беглое сравнение количества мемуаров, опубликованных пилотами и пехотинцами, показывает четырёхкратный перевес в пользу первых.
Порой пехотинцы винили авиацию в том, что из-за их манёвров они подвергаются массированным немецким штурмам.

«Нашли куда сесть! Сейчас из-за вас фрицы устроят нам такую баню – кутёнком взвоешь. Лучшего места не отыщи!», – приводит фразу встретивших его на земле советских солдат лётчик Муса Гареев, самолёт которого под Сталинградом был сшиблен вражеским истребителем. Впрочем, до расправ в подобных случаях не доходило.
Также пехота остро ощущала неравенство возможностей для ведения боя и, как последствие, получения наград. У наземных войск был куда более ограниченный в буквальном смысле «радиус обзора». Пехотинцы ничего не видали, кроме окопов, в то время как лётчик обозревал весь участок фронта, и от его личных решений зависело куда больше. Об этом указывает и статистика присуждения звания Героя Советского Союза, особенно в начальный период войны. Из 625 награждённых с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года 286 человек (45%) служили в ВВС, и лишь 241 боец (38%) представлял сухопутные войска. При этом последние в количественном отношении всегда преобладали над другими родами армий.

С 1942 по 1945 годы явного доминирования авиации среди тех, кто получил звезду Героя, уже не было, однако существенная диспропорция между численностью собственного состава и количеством награждённых сохранялась. Отметим, что трижды Героями Советского Союз наряду с маршалом Будённым были собственно советские асы-истребители – Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. А среди дважды Героев – 68 лётчиков и лишь 7 пехотинцев.

>