Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо

Новость опубликована: 13.05.2019

На рубеже 1930-1940-х годов многие молокососа и девчонки в Советском Союзе грезили авиацией и небом. Во многом это объяснялось достижениями молодой советской авиационной промышленности и появлением новоиспеченных героев, в которых так нуждалась страна. Для подрастающего поколения кумирами становились отважные летчики и летчицы, среди которых была и Полина Денисовна Осипенко, удостоенная высшей степени отличия – звания Героя Советского Альянса. Награждение состоялось после завершения рекордного беспосадочного перелета по маршруту Москва – Дальний Восток.

Полина Денисовна Осипенко трагически погибла во пора выполнения очередного учебно-тренировочного полета 11 мая 1939 года. Авиакатастрофа, которая произошла 80 лет назад, прервала житейский путь отважной советской женщины. Но сам этот путь от работницы птицефермы в колхозе до летчицы, участвующей в рекордных полетах, не может не возбуждать уважения. Своим личным примером Полина Осипенко доказала всем, как при желании можно круто изменить свою существование.

Полина Осипенко становится военным летчиком

Полина Денисовна Осипенко (фамилия при рождении Дудник) появилась на свет 25 сентября (8 октября по новоиспеченному стилю) 1907 года в селе Новоспасовка. Сегодня расположенное на территории современной Запорожской области село переименовано в Осипенко в честь летчицы. Полина показалась на свет в простой многодетной семье украинских крестьян, в которой стала девятым ребенком. Так как семья была многодетной, Полина смогла получить лишь начальное образование, окончила два класса церковно-приходской школы. После девочке пришлось помогать своей семейству. По настоянию родителей Полина занималась различными домашними делами, помогала по хозяйству, а также батрачила, ухаживая за чужими детьми. После образования колхозов девица работала птичницей, а после завершения обучения на курсах птицеводов трудилась заведующей колхозной птицефермой.

Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо
Полина Денисовна Осипенко

Ранее, в 1926 году, Полина в первоначальный раз вышла замуж. Её избранником стал односельчанин Степан Говяз, в будущем военный летчик. Именно он многое сделал для того, чтобы Полина полюбила авиацию, самолеты и саму специальность летчика. В 1931 году Полина Говяз перебралась к мужу, который служил в поселке Кача, где уже тогда существовала Качинская школа военных пилотов. В школе Полина первоначально работала в столовой. Иногда обеды курсантам и офицерам приходилось доставлять на учебно-тренировочном самолете У-2, такая доставка была жива, так как аэродромы учебного заведения находились в разных местах. В качестве представителя столовых на У-2 иногда летала и Полина Говяз. Почитается, что тогда же она и получила первый опыт пилотирования самолета, летчики давали Полине «порулить». Так будущий Герой Советского Альянса осваивала «летающую парту» У-2, летать на этом самолете Полина Говяз научилась практически самостоятельно. После этого проблема о дальнейшей карьере решился сам собой, девушка окончательно и бесповоротно заболела небом и полетами.

В 1932 году Полина Говяз добилась того, чтобы сделаться женщиной-курсантом Качинского летного училища. Формально для этого не было никаких преград, девушка отличалась отменным здоровьем, какому могли позавидовать и многие мужчины. При этом Полина была не единственной девушкой, которая хотела стать военным пилотом. Помимо простой бывшей крестьянки, студентами училища стали еще шесть представительниц прекрасного пола, среди них Вера Ломако, какая была подругой Полины. Вместе они в будущем совершат сразу несколько полетов, установив новые авиационные рекорды. В 1933 году грядущая летчица-рекордсменка успешно закончила обучение, превзойдя ожидания многих подготовленных пилотов. По воспоминаниям современников, занималась девушка с необыкновенным старанием и желанием, к тому же Полине много и охотно помогали ее товарищи.

С 1932 года Полина Говяз находилась на военной службе, после училища она служила пилотом, была командиром звена в истребительной авиации. При возвращении в свою деревню в отпуск в летной форме Полине пришлось убеждать односельчан в том, что она подлинно летает на самолетах. Многие не могли поверить в то, что обычная труженица колхоза смогла стать военным летчиком. В 1935 году Полина переменила фамилию на Осипенко, после того как второй раз вышла замуж. Избранником стал однополчанин летчик-истребитель Александр Степанович Осипенко, в грядущем участник воздушных боев в Испании, где с 1936 года началась гражданская война между сторонниками военно-националистической диктатуры генерала Франсиско Франко и левым республиканским правительством испанского Общенародного фронта, поддержку которому оказывал Советский Союз.

Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо
Полина Денисовна Осипенко

Первоначально девушка служила в одной из авиационных долей Харьковского гарнизона, где смогли по достоинству оценить ее мастерство пилотирования и назначали командиром звена. В дальнейшем Полина Денисовна проходила службу в долях под Житомиром и Киевом. Весной 1935 года девушку перевели служить в Московский военный округ, а чуть позднее назначили инспектором ВВС при Генеральном штабе. В вытекающем году Полина Осипенко стала участницей Всесоюзного совещания жён командного и начальствующего состава РККА, мероприятие проходило на территории Московского кремля, тут же летчицу представили руководству государства. Выступая на совещании, Полина Осипенко заявила, что готова летать выше всех девушек-пилотов в вселенной, так начался ее путь от простых полетов к авиационным рекордам.

Рекордные полеты Полины Осипенко

Слова летчицы не расходились с делом. Это неудивительно, если учесть, что Полину Осипенко вечно считали упорным, трудолюбивым и на редкость настойчивым человеком, к тому же она никогда не прекращала учиться и старалась совершенствовать и улучшать свое мастерство пилотирования. В 1937 году Полина Осипенко устанавливает ряд новоиспеченных авиационных рекордов среди женщин. Первым стал рекордный полет на самолете-амфибии МП-1бис (Морской пассажирский первой модификации).

Первым был рекорд вышины полета в открытой кабине. 22 мая 1937 года под Севастополем она сумела покорить высоту 8 886 метров (по другим этим 9100 метров), оставив далеко позади рекорд итальянской летчицы Контессы Негроне, которая до этого покорила вышину 6200 метров. Уже через несколько дней 27 мая 1937 года Полина Осипенко на том же гидросамолете установила рекорд полета с грузом массой полтонны, летчице покорилась вышина 7605 метров. В этот же день, но уже позднее, МП-1бис под управлением Осипенко опять штурмовал рекорды, на этот раз самолет с грузом массой в одну тонну возвысился на высоту 7009 метров. Посадка самолета-амфибии осуществлялась на водную поверхность севастопольской бухты.

Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо
Гидросамолет МП-1 на Таймыре

В 1938 году Полина Осипенко ввела еще ряд международных женских рекордов. Вместе со штурманом Мариной Расковой она участвовала в рекордном замкнутом полете в небе над Крымом, полет продолжался немало 9 часов, за это время гидросамолет в воздухе преодолел расстояние 1749 километров. В дальнейшем Полина Осипенко возглавила экипаж, какой совершил беспосадочный перелет по маршруту Севастополь — Архангельск. Гидросамолет МП-1 преодолел расстояние между городами в 2416 километров образцово за 9,5 часов.

Перелет Москва – Дальний Восток

В сентябре 1938 года Полина Осипенко приняла участие в рекордном беспосадочном перелете по маршруту Москва – Далекий Восток, этот полет сделал весь женский экипаж всенародно известным и любимым, за этот перелет летчицы бывальщины представлены к высшим правительственным наградам. Для полета использовался модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-2, созданный конструкторами ОКБ Туполева в середине 30-х годов прошедшего века. Подготовленная для совершения рекордного полета версия самолета получила обозначение АНТ-37 «Родина».

Специально переделанный рекордный аэроплан обладал максимальной дальностью полета примерно в 7-8 тысяч километров. Если быть совсем точным, модель получила обозначение АНТ-37бис (ДБ-2Б) «Отечество». Специально для постановки рекордов на двухдвигательном самолете поменяли моторы. Инженеры остановили свой выбор на более мощных М-86, какие развивали максимальную мощность 950 л.с. Также с самолета, который изначально создавался по заданию Минобороны, было демонтировано все имеющееся вооружение, переоборудована назализованная часть фюзеляжа, размещены дополнительные баки для увеличенных запасов топлива. Позаботились авиаконструкторы и об аэродинамических качествах самолета, машина имела полостью гладкую обшивку. Шасси самолета было выполнено убираемым, при этом впервые в СССР механизм уборки шасси выполнили электрическим, для уборки стоек шасси в мотогондолы пилотам было довольно нажать всего одну кнопку. Также отличительной особенностью рекордного самолета было крыло необычайно большого удлинения. Такое решение советских конструкторов помогало повысить дальность полета самолета, но лишь на скоростях до 350 км/ч, что было некритично для сравнительно тихоходных самолетов 1930-х годов, никто не собирался устанавливать на них рекорды скорости.

Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо

Рекордный полет начался 24 сентября 1938 года, после того как в 8:16 утра аэроплан «Родина» оторвался от взлетно-посадочной полосы Щелковского аэродрома и взял курс на восток. Так получилось, что погода для полета была не самая подходящая, в первую очередь для ориентирования по объектам на земле. Отлетев примерно на 50 километров от Москвы, экипаж рекордного самолета столкнулся с облачностью, какая закрыла землю. Практически все 6400 километров маршрута АНТ-37 проделал в полете над облаками, вне видимости земной поверхности. Полет по приборам на такую дальность в 1930-е годы был довольно сложной задачей даже для хорошо подготовленных летчиков.

Для того чтобы устанавливать свое местоположение, экипаж брал пеленг на радиомаяки. Хуже итого было то, что до Красноярска самолет двигался вперед над облачностью, но после машине пришлось совершать полет уже в облаках, верхняя рубеж которых превышала 7 километров. С этого момента начался по-настоящему слепой полет. За бортом самолета была минусовая температура, остекление кабины начин покрываться коркой льда. Чтобы пробить облачность самолет пришлось поднять до 7450 метров, на высоте не ниже 7 тысяч метров машина летела до самого Охотского моря, при этом члены экипажа вырваны были надеть кислородные маски. Ко всем прочим бедам на борту отказало радиооборудование, что сделало невозможным навигацию по радиомаякам.

По этой вину и из-за сложных метеорологических условий в предполагаемом районе приземления летчицы не смогли найти аэродром Хабаровска, самолет очутился утилитарны с пустыми баками в районе Охотского моря. Сверху они смогли определить свое местоположение по Тугурскому заливу, контуры какого были обозначены достаточно четко. Развернувшись назад, самолет направился к Комсомольску-на-Амуре, где имелся хороший аэродром. Ориентиром должен был выступать Купидон, но Валентина Гризодубова, которая являлась командиром экипажа в этом полете, перепутала Амур с его притоком – рекой Амгунь. Потому самолет продолжал полет вдоль притока. Когда это стало ясно, экипаж принял решение совершать аварийную посадку ровно в тайге. Так как садиться предстояло прямо «на брюхо», Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом. При падении назализованная часть фюзеляжа, где была кабина штурмана, могла серьезно пострадать. Позднее Раскова добиралась до севшего в заболоченной места самолета примерно 10 дней. Осипенко и Гризодубова, которые оставались в самолете, пережили аварийную посадку, всех трех летчиц сумели избавить.

Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо
Памятник Полине Осипенко в Бердянске

Данный эпизод сделал и без того трудный полет еще более героическим. Мировой рекорд дамского беспосадочного перелета был установлен, даже несмотря на аварийную посадку в дальневосточной тайге. «Родина» пролетела 6450 километров от Москвы до Далекого Востока (по прямой – 5910 километров), обновив рекорд. За совершение данного перелета и проявленные при этом мужество и героизм Полина Осипенко, как и две иных участницы рекордного полета, была представлена к званию Героя Советского Союза, это произошло 2 ноября 1938 года.

Крах Полины Осипенко

Никто сегодня не может сказать, сколько бы еще рекордов удалось установить или обновить Полине Осипенко. После рекордного перелета на Далекий Восток она продолжала службу в ВВС, будучи инструктором по технике пилотажа. Жизнь отважной советской летчицы трагически оборвалась 11 мая 1939 года. Аэроплан УТИ-4, которым управляли начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов и Полина Осипенко, разбился во пора учебно-тренировочного полета.

Полет из инструкторской кабины контролировала именно Осипенко. При выполнении виражей на высоте примерно 300-500 метров над землей аэроплан, по показаниям многочисленных свидетелей, сильно задрал нос и затем свалился в штопор. Оба летчика погибли при столкновении с землей, как установила запоздалее комиссия, УТИ-4 врезался в землю под углом 55 градусов. Трагедия произошла примерно в 25 километрах северо-западнее Рязани между двумя небольшими деревнями Рослое и Фурсово. Урны с прахом погибших летчиков Героев Советского Союза были замурованы в Кремлевской стене 13 мая 1938 года. Попрощаться с легендарными советскими пилотами в Колонном зале Дома Союзов пришли почти 170 тысяч жителей Москвы, еще несколько десятков тысяч москвичей и гостей города пришагали на саму Красную площадь.

Источник


Полина Денисовна Осипенко. Путь в небо