Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Новость опубликована: 05.04.2019

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кушать такие фильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти фильмы уже так давно разобраны по кирпичикам, любую их деталь так давно изучили под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу фильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет специальность». Мало какая комедия может соперничать с этим фильмом у отечественного зрителя. И, безусловно, фильм этот давно изучен и разложен на составные молекулы. К чему, как-то приложил свою руку и я. А может я и дал старт этой увлекательной гонке – изучать детали старых фильмов. Но вот, как ни странно, буквально на днях я заметил, что этот фильм изучен не со всех сторон. Обнаружилась некая тайна этого фильма. И я с жаром бросился на её раскрытие. Подетальнее о моих поисках – читайте под катом.

Началась эта детективная история так. Как-то попался мне на глаза вот этот кадр из комедии «Иван Васильевич меняет специальность».

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Э! – сказали мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стене в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева?» В самом деле – отчего до сих пор не пытался выяснить, что там налепили художники-оформители? Ведь не может быть, чтобы это была какая-то совершенно несущественная деталь. Плакаты – это, открыто, киноплакаты. Но каких фильмов? Гипотетически, поскольку жена Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверное это плакаты фильмов, в которых, теоретически, она играла. Ведь все стены завешаны её снимками. Значит и фильмы – тоже с её участием. Так что это за фильмы?

В общем, решил я поискать, «чьих» фильмов плакаты висят на стене в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

После кой-каких поисков обнаружил, что плакат №1 – это плакат советского военного детектива 1969 года «Пятеро с неба». Вот он полностью.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Причём, как видать, это плакат для проката в Польше. Советский кинопрокат вообще для проката за рубежом делал афиши более симпатичными, чем для внутреннего употребления.

Как мне представляется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой-то смысл. И, как будет четко из последующего, в ряде плакатов на этой стене Гайдай вложил скрытый смысл. Но для чего он повесил плакат фильма «Пятеро с небосвода» – я так и не понял. Может тут какие-то параллели между военными разведчиками, заброшенными в тыл к немцам и Буншей с Жоржем Милославским?

Немало понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат фильма «Бей, барабан!» 1962 года.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Фильм повествует о послереволюционных разборках новоиспеченной молодёжи с кулаками и прочими элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такого рода плакаты нужны были для того, чтобы вечно можно было предъявить советской цензуре идеологически выверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в фильме «Бей, тамбур!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван Васильевиче» играет дьяка Посольского Распоряжения Феофана.

Вот два кадра из фильма «Бей, барабан!», с Демьяненко и Крамаровым.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

В общем, этот плакат точно на своём месте. Что там дальше? Плакат №2. Ещё один фильм на революционную тему «Первая девушка», снятый в 1968 году.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Вот тут снова – непонятно, что символизирует этот плакат? Может попросту оформитель посчитал, что исполнительница главной роли этого фильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве супруга Тимофеева? Других объяснений не нахожу.

Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь найти, что это за плакат, что это за кинофильм. Но – бинго! – всё же нашёл.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Это плакат советского фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И снова непонятки – зачем тут этот плакат? Видимо опять, женский профиль – на плакате это исполнительница главной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.

Ну вот, вроде бы всё секреты раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 частично закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает иной плакат. Ну что же, вздохнём, и будем продолжать начатое дело. Будет искать, что там за другой плакат.

Ну что же, промотав немного фильм туда-сюда, нахожу кадр с подлецом Якиным. На этом кадре отчётливо виден новый плакат – помечаю его номером 5.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Но рядом с ним открывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на каком этот плакат имеется, так сказать, в полный рост. Вот, пожалуйста, нашёл.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Этому новому плакату присваиваю номер 5. Что же, мастерить нечего, надо искать что это за фильмы.

Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского фильма 1969 года «Сюжет для небольшого рассказа».

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

И опять, видимо место ему на стене выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С иной стороны, в этом фильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, именно это обстоятельство привело этот плакат на стену квартиры Тимофеевых, в какой некоторое время был заточён Иван Грозный, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в фильме «Сюжет для небольшого рассказа».

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Юрий Яковлев, разумеется, а не Иван Грозный.

Ну а что же плакат №6? А это плакат фильма «Чудный характер», который был снят в 1970 году на киностудии «Мосфильм».

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Связь плаката кинофильма «Чудный характер» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом фильме автором текста песен сделался Леонид Дербенёв. Так что, место вполне заслуженное.

Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот посмотрите на этот кадр.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Заметили ранее не заметный плакат №7? Надо разыскивать теперь и этот фильм. Как ни странно, я нашёл этот фильм. Это никак с комедийным жанром не связанный выдающийся фильм Григория Чухрая – «Баллада о бойце», вышедший в 1959 году.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Но тут снова экспортный вариант афиши фильма. В данном случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не весьма понятно. Фильм уж очень драматический. Но могу предположить, что Гайдай и Чухрай дружили. Чухрай окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы должны бывальщины пересекаться и позднее сохранить приятельские отношения. Но это моё личное предположение, не более.

Ну что, вроде бы всю стенку разобрали? Аааа!

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в советском гастрономе? И плакаты-то то не целиком, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – искать. Ладно, ищём. И, что характерно, находим.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Плакат №8 – это плакат фильма… «Сюжет для небольшого рассказа». Так что на этой стене два различных плаката одного фильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям задания наклеить как можно вяще плакатов с женскими лицами – ведь у инженера Тимофеева жена актриса.

Ну хорошо, а плакат №9? Его и вовсе тяжело идентифицировать, потому что он вообще частично скрыт плафоном бра. Одна длань видна, причём какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….

Ба! Да ведь это же плакат предыдущего фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая длань»!

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на этой стене. Но что это, погодите… Камера сдвигается вправо… Нет, это невозможно. Отчётливо видан ещё один плакат – №10.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Гайдай издевается что ли? Или это издевается художник-постановщик фильма Евгений Куманьков? Ну ладно, сцепив зубы ищём ещё и этот кинофильм. Из последних сил находим.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Это детский приключенческий фильм «Без страха и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В кинофильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Грозном режиссёр Якин. В всеобщем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать лишь один плакат, который обозначил номером 11.

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Это плакат фильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горестного. Единственную связь с какими-либо фильмами Гайдая я усмотрел в том, что в фильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь распроклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).

А далее я иссяк. Как ни искал, так и не смог идентифицировать остальные плакаты в этом углу передней квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей узнает, что это за фильмы? Так пишите о этом в комментариях. Мы должны раскрыть последнюю секрет фильму «Иван Васильевич меняет профессию».

Источник

Материал полезен?

Заключительная тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»