Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Ибо какая прок человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Евангелие от Матфея 16:26

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург

Император Максимилиан I Габсбург. Портрет пятерни Альбрехта Дюрера (Музей истории искусств, Вена)

Люди и оружие. Наверное, среди людей, интересующихся рыцарскими доспехами и оружием, равновелико как и историей Средних веков, нет такого человека, который не слышал бы о «максимилиановских доспехах», появившихся на рубеже XV-XVI вв. и отличавшихся «желобчатой поверхностью», рослой прочностью и высокой ценой! То есть они знают, что придумал их и ввел в употребление император Максимилиан I (1459—1519), бывший королем Германии с 1486 года, эрцгерцогом Австрийским с 1493-го и императором Священной Римской империи с 1508-го. Но что это был за человек? Какие у него бывальщины устремления, был он гуманистом или тираном, его симпатии и антипатии, что он любил и ненавидел? Что нам известно обо всем этом? Коротко говоря, что это был за человек и какой отпечаток на земле он оставил, кроме разве что того, что по введенной им моде по всей Европе более 20 лет ковались рыцарские доспехи с желобками?

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Одинешенек из ценнейших экспонатов этой выставки. Сплошь позолоченный доспех императора Maксимилиана I (1459—1519), изготовленный для него итальянским искусником Франческо да Мерата из Милана в традиционном «миланском стиле». Был сделан в 1508 году. Высота: 180 см (Имперская оружейная палата, Вена)

И вот ныне мы вам об этом как раз и расскажем, воспользовавшись тем, что в США в Метрополитен-музее в октябре месяце открылась выставка «Последний рыцарь», которая совпадает с пятисотой годовщиной кончины Максимилиана и является самой масштабной выставкой европейского оружия и доспехов в Северной Америке за последние десятилетия. Она включает 180 объектов, отобранных из примерно тридцати государственных и частных коллекций в Европе, а также на Ближнем Востоке и в самих Соединенных Штатах. Познакомившись с ней можно разузнать и о беспримерной страсти Максимилиана к атрибутам и идеалам рыцарства, и о том, как она питала его столь же безграничные амбиции, служила политическим конъюнктурным интригам, и… провоцировала на твердые действия, а также какие он предпринимал усилия, чтобы оставить после себя достойное его величия наследие.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Доспех противника императора Максимилиана на одном из турниров. Относился Клоду де Водре, ок. 1485 г. Изготовлен также в Милане. Высота: 179 см (Имперская оружейная палата, Вена)

На этой выставке впервые представлено масса произведений, в том числе собственные роскошные доспехи Максимилиана, которые говорят о его покровительстве величайшим европейским оружейникам его века, а также связанные с ними манускрипты, картины, скульптуры, стекло, гобелены и даже игрушки. И все это лишь подчеркивает рыцарские амбиции и самого императора, и приверженность идеалам рыцарства при императорском дворе и даже за его пределами, но в сферах его воздействия. Конечно, у подавляющего большинства читателей «ВО» нет возможности сесть на самолет, слетать денька на два, на три в Нью-Йорк, там посетить эту выставку, и все, что на ней представлено, увидать собственными глазами. У меня уж точно нет. Но благодаря тому, что мы живем в мир Интернета, мы, тем не менее, даже никуда не выезжая, можем и познакомиться с этой выставкой, и получить о ней довольно полное представление.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Доспех императора Maксимилиана I для джостры ок. 1494 г.. работы мастера Йорга Хелмшмида Младшего, из Аугсбурга. Вышина: 194 см (Имперская оружейная палата, Вена)

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
А это подшлемник для турнирного шлема «жабья голова». 1484 г. Инсбрук. Размеры: 37 x 25 x 30 см (Имперская оружейная палата, Вена)

Начнем с того, что генезисы Максимилиан I был самого благородного: его отцом был никто иной, как император Священной Римской империи и австрийский эрцгерцог Фридрих III, а мамой Элеонора Португальская, дочь короля Португалии. Как это и полагалось тогда в феодальных семьях, в раннем детстве воспитывался при матери и, как сообщают, пошел в нее своим характером. Но в 1467 году она умерла и это стало для Максимилиана тяжелым ударом.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Будучи страстным любителем турниров, Максимилиан весьма заботился о сохранении их «чистоты», приказывал делать зарисовки отдельных поединков, а затем собрал все это воедино в Freydal «Турнирной книжке». Одна из 225 миниатюр этой книги. На ней изображен поединок рыцаря Фрейдала – его альтер эго, под этим именем представлен он сам, с Фридрихом фон Хорном (Имперская оружейная палата, Вена)

Поскольку его старший брат помер еще во младенчестве, судьба Максимилиана была предрешена: он должен был стать наследником отца. Тот считал, что под влиянием матери растет чересчур изнеженным, и периодически назначал к нему строгих учителей. В частности, одним из них был монах, наставлявший его в вере. Но юный Максимилиан, опять же под воздействием матери, веровал в Господа по собственному разумению, порой расходясь с католической церковью в целом ряде вопросов. Да и вообще, даже его хронисты не таили, что учиться, в традиционном понимании ученья того времени, будущий император не любил. В то же время у него обнаружились способности к стилям. Он говорил на таких языках, как французский, английский и фламандский, но не мог освоить латынь, и вдобавок еще и заикался – порок, который учителям так и не удалось исправить.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Шпора. Ок. 1500 г. Шпора из железа, накрытого латунной фольгой. Есть копия XIX века, c покрытием из красной меди. Подлинный образец имеет клеймо мастера, литер R. Оригинал, который заменяет копия, хранится в Художественно-историческом музее в Вене (A131). Приблизительно в 1400 году длина шеек шпор в Западной Европе основы увеличиваться. В этот период поднятые боевые седла и очень специфический стиль езды с длинными ремнями у стремян и вытянутыми вперед ногами приводили к тому, что ноги конника уже не касались боков лошади. Таким образом, новые стремена с длинными шейками ликвидировали последствия такой посадки. В первые десятилетия XVI в. поза всадника в седле опять изменилось, такие длинные шейки стали не нужны. Тем не менее, они продолжали использоваться с турнирными доспехами, поскольку средневековый манера верховой езды именно на турнирах сохранялся значительно дольше. Длина 24,43 см. Вес 269,3 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Брачный года для особ королевской крови в то время наступал довольно рано. Вот и Максимилиану нашли невесту уже в 15 лет. Это была Мария Бургундская, дочь герцога Карла Храброго. Невестой она быдла очень завидной, ведь ее батюшке принадлежало фактически пол-Европы, включая такие богатые земли, как Фландрия, Голландия, Франш-Конте и Булонь. Сам король Франции Людовик влёкся залучить ее в невесты для своего сына, и ясно почему. Были и другие претенденты, но Карл остановил выбор на юном Максимилиане и отчего, тоже понятно. Быть женой императора все-таки лучше, чем быть женой короля.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Шлем армэ работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга (ок. 1445–1516), датируемый 1490 годом. Вышина 32 см. Вес 5140 г. (Королевский арсенал, Лидс, Великобритания)

Но переговоры о бракосочетании шли ни шатко, ни валко. А все потому, что Карл тут же начал упрашивать у Фридриха деньги на войну. И лишь после того, как Карл погиб в битве при Нанси, переговоры завершились браком, причем супружеством по доверенности, лишь позднее повторенной уже в Генте. Людовик XI не давал Марии разрешения на брак, и был в своем праве, так как после кончины ее отца являлся ее сюзереном. Но недаром сказано, что любовь все преодолевает. Брак между Максимилианом и Марией все-таки был заключен! Ну, а Бургундия? Бургундия очутилась в руках у Максимилиана, что для короля Людовика было очень обидно.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Мария Бургундская (1457—1482). Портрет кисти Никласа Рейзера. Почиталась самой богатой наследницей в Европе. Пара по отзывам хронистов жила во взаимной любви, что для властвующих особ того пора было совершенно необычным явлением. (Художественно-исторический музей, Вена)

Война за Бургундское наследство

Так возник повод к войне, получившей наименование «Войны за Бургундское наследство». Она началась уже весной 1478 года, причем интересно, но император Фридрих III сыну своему в этой брани совсем не помогал. Войны в то время шли с перемириями, так что решительная битва произошла лишь 7 августа 1479 года при Гинегате. И была выиграна бургундцами, и как помечают – сыграло в этом мужество Максимилиана, решительно бросившегося в самую гущу схватки, и тем переломившего ход сражения в свою пользу.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
«Изнаночная рука» доспеха для джостры ок. 1490 г. работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга (ок. 1445–1516) или Йорга Хельмшмида Младшего. Длина 62,5 см (Имперская оружейная палата, Вена)

Зато после молодому Максимилиану очень не повезло. В 1482 года его жена Мария, которую он очень любил, упала с лошади во пора соколиной охоты и разбилась так сильно, что через три недели умерла. Ее похоронили в Брюгге, где как говорят, навсегда осталось сердце грядущего императора. Богатые нидерландские семьи отказались признать завещание Марии, чем тут же решил воспользоваться неугомонный Людовик XI, который вновь заявил о своих правах на все наследство Карла Храброго.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Механическая бундкираса для бундреннена 1480–1500 гг. Вес 6950 г (Музей Армии, Париж)

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Механическая бундкираса для бундреннена1480–1500 гг. (Имперская оружейная палата, Вена)

В этих условиях воевать Максимилиану сделалось особенно тяжело. Фламандцы хотели мира и не желали продолжения войны. В итоге Генеральные штаты, проигнорировав Максимилиана, в 1482 году заключили с Людовиком соглашение в Аррасе, по которому Бургундию разделили на части, так что что-то отошло Максимилиану, а что-то Людовику.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Германский саллет из Ландсхута, ок. 1480–1515 гг. сделавшийся в итоге очень популярным турнирным шлемом (Музей Армии, Париж)

Чтобы вести войну дальше, Максимилиан в 1483 году организовал знаменитое наемное армия ландскнехтов, после чего война продолжилась до июня 1485 года, до тех пор, пока городской совет Гента не заключил мир с Максимилианом. Таким манером ему, хоть и не без труда, удалось закрепить свою власть не только над экономически развитыми Нидерландами, но и целым рядом областей, возлежавших между Францией и Германией. Это сразу же резко повысило престиж имперского дома Габсбургов и выдвинуло их в ранг ведущих европейских политиков.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Ну а этот турнирный шлем «жабья башка» имеет свою и даже весьма драматическую историю. Принадлежал этот шлем знаменитому итальянскому рыцарю и турнирному бойцу Гаспару Сан-Северино д’Арагону по кличке Разрушитель, который в то время был настолько знаменит, что Максимилиан решил пригласить его к своему двору, чтобы лично сразиться с ним на турнирном поле. Но судьбина распорядилась так, что незадолго до назначенного боя Максимилиан был ранен в бою и в турнире участвовать не мог. Но поединок все равно состоялся. Против Разрушителя вышел рыцарь, какой лично обучал Максимилиана всем турнирным премудростям, но в поединке он погиб. А Разрушитель уехал к себе в Милан, однако покинул свой доспех Максимилиану на память, чтобы тот помнил, кто победил его самого лучшего бойца. Доспех был изготовлен в 1490 году в студии семейства Миссалья. Обратите внимание на дополнительные накладки на лицевую часть шлема, усиливающие его защитные функции. Настоящий шлем турнирного бойца-профессионала! (Имперская оружейная палата, Вена)

Брань за Бретонское наследство

Затем последовала война за Бретонское наследство — военный конфликт, имевший место между Максимилианом I Габсбургом и французским королевским домом в 1488 – 1491 гг., в ходе какого ему удалось вернуть под свою руку графство Франш-Конте. Он разгромил французов в битве у Санлиса в 1493 году, но развить собственный успех оказалось ему не по силам. Тем не менее, Франция была все же вынуждена в итоге официально признать права дома Габсбургов в Нидерландах.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Миниатюра из «Турнирной книжки» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Поединок Фрейдала с Вольфангом фон Полхеймом (Национальная галерея искусств, Коллекция Розенвальда, Вашингтон)

Владычество в Австрии

После кончины своего отца Фридриха III Максимилиан в 1493 год стал эрцгерцогом Австрии, Штирии, Каринтии и Крайны, то есть унаследовал все земли Габсбургов. Затем, когда в 1500 году угасла еще и Горицкая династия, ему пришлось еще и Горицкое графство, а также земли, находившиеся в Восточном Тироле.

Война с Матьяшем Корвином

Серьезной проблемой для Максимилиана сделалась Венгрия. Вернее, амбиции ее короля Матьяша Корвина. В 1485 году он сумел овладеть Веной, и сделал ее своей резиденцией. Немного того, он отбил у Фридриха III Нижнюю Австрию, Славонию, Штирию и Каринтию, так что после смерти отца, Максимилиану пришлось воевать еще и с Матьяшем Корвином. А дело это было тяжелое даже не столько из-за военных талантов последнего, сколько вследствие того, что, будучи женатым на неаполитанской принцессе, он получал поддержка из Неаполитанского королевства.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Миниатюра из «Турнирной книги» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Поединок Фрейдала с Зигмундом фон Велсбергом (Национальная галерея искусств, Собрание Розенвальда, Вашингтон)

Видя, что сил у него не хватает, Максимилиан предложил решить дело миром. Но к счастью для династии Габсбургов Матьяш 6 апреля 1490 года вдруг умер и тогда, набрав новые отряды ландскнехтов, Максимилиан вернул себе Вену и даже вторгся в венгерские земли. Из-за бунта среди своих наемников поход закончился неуспехом. Но хотя королем Венгрии в итоге выбрали короля Чехии Владислава II, Максимилиан смел настоять на том, что если тот умрет, не покинув наследников, то Венгрия отойдет под власть Габсбургов. И в итоге так ведь и случилось после женитьбы внука Максимилиана Фердинанда на дочери Владислава II Анне. Благодаря этому династическому супружеству в 1526 году Венгрия и Чехия были присоединены к империи Габсбургов.

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Миниатюра из «Турнирной книги» Максимилиана I 1512 – 1515 гг. Пеший единоборство Фрейдала с Клодом де Водре. (Национальная галерея искусств, Коллекция Розенвальда, Вашингтон)

Споры за Баварское наследство

Затем в 1503 году разгорелась брань за Баварское наследство. Война шла с переменным успехом, и опустошала огромные территории. Только лишь в сентябре 1504 года в битве при Венценбахе (возле Регенсбурга) Максимилиану удалось разбить пфальцско-чешские войска, причем он сам проявил себя в этой битве, как настоящий воин. В итоге Бавария отошла его союзнику Альбрехту IV, но и Максимилиан добавил к своим владениям доля земель Тироля. То есть по сути дела завершил этим складывание той самой огромной Австро-Венгерской империи, что просуществовала в Европе вплоть до 1918 года.

Максимилиана I – реформатор

Многие правители пытаются шагать курсом реформ, однако далеко не всегда это у них получается. Кинжал, яд, недостаточная целеустремленность – вот те враги, что подстерегают правителя на этом линии. Однако правление Максимилиана в этом плане для развития Австрийского государства было счастливым. Еще будучи эрцгерцогом, он развернул размашистую программу преобразований в области государственного управления. Так в 1493 году в стране были созданы два округа: Верхняя Австрию и Нательная Австрия. В них было организованы наместничества, глав которых назначал сам эрцгерцог, и штат советников. В Вене было создано целое для всех земель казначейство (перенесенное потом в Инсбрук) и счетная палата. В 1498 г. была создана стройная система высших органов государственного управления: Надворный рекомендация, Надворная палата и Надворная канцелярия. Управление военными силами всех земель было также централизовано. То есть фактически заложен фундамент… грядущей абсолютной монархии!

Заключительный рыцарь. Император Максимилиан I Габсбург
Многие выдающие художники того времени стремились изображать турнирные поединки, благодаря чему информация о них немало или менее и сохранилась. Вот, например, гравюра самого Альбрехта Дюрера, представленная на выставке Метрополитен-музеем в Нью Йорке

Как водится, нашлись и те, кому реформы императора поднялись поперек горла. В частности, это было старое земельное дворянство, ратовавшее за сохранение сословного суда. Поскольку для того, чтобы воевать, а воевал Максимилиан утилитарны непрерывно, требовались деньги, ему пришлось пойти на уступки, поэтому его административные реформы полностью завершены так и не были. Но, тем не менее, даже то, что он сумел сделать, укрепило государственную воля и это несомненно!

P. S. Администрация «ВО» и автор выражают признательность Мерил Кейтс, старшему публицисту отдела внешних связей Метрополитен-музея Нью-Йорка за предоставленные пресс-материалы и снимки.

Продолжение следует…

Источник

>