«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Новость опубликована: 03.01.2019

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов Исторический онлайн последнего полета летчика Чкалова

80 лет назад при испытании новоиспеченного самолета-истребителя И-180 в Москве разбился знаменитый советский летчик Валерий Чкалов. Наиболее вероятной причиной катастрофы был наименован отказ мотора из-за переохлаждения. В случившемся обвинили группу авиаконструкторов, которых арестовали и приговорили к различным срокам тюремного заточения. «Газета.Ru» воспроизвела обстоятельства последних минут жизни Чкалова в исторической онлайн-трансляции.

Трансляция

С начала
С крышки

Не обновлять

Обновлять

16:00

Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика введён мемориальный камень. «Газета.Ru» отдает дань уважения памяти легендарного летчика и заавершает онлайн-трансляцию.

15:44

Впоследствии потомки Чкалова изливали убежденность в том, что гибель их отца явилась следствием козней Берии, который якобы таким способом избавлялся от конкурента на место главы НКВД, и даже Сталина.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА “Новости”
Лаврентий Берия с дочерью Иосифа Виссарионовича Сталина Светланой, 1934 год

15:38

1938-1939 годы сделались черным периодом в истории советской авиации. Помимо Чкалова, один за другим погибли в катастрофах своих самолетов лучшие пилоты страны: Александр Бряндинский, Антон Губенко, Анатолий Серов, Полина Осипенко…

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Иван Шагин/РИА “Новости”
Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева вправо) перед рекордным беспосадочным перелетом на самолете “Родина” по маршруту Москва – Дальний Восток

15:24

5 сентября 1939 года при испытании иного самолета И-180 погиб еще один летчик-орденоносец Томас Сузи. Несмотря на хорошие летные данные и высокую скорость, производство этого истребителя так и не сделалось серийным. К 1940 году успели построить 10 экземпляров, после чего выпуск был прекращен, не в последнюю очередь, из-за крушений при испытаниях.

15:11

Маршал Климент Ворошилов в своем распоряженье от 4 июня 1939 года «О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА» сообщал, в частности, о том, что «герой Советского Союза, популярный всему миру своими рекордными полетами комбриг Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов чувствовал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Тарабащук Владимир/ТАСС
Хабаровский кромка. Остров Чкалов. Монумент в честь 50-летия сверхдальнего перелета Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова по маршруту Москва – Далекий Восток, 1986 год

14:57

Чкалов, по суждению экспертов, нес ответственность за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, ведал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнят полет по большому кругу в таком удалении от него, что в итоге отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, сел на поселок. Комиссия постановляла: осужденные Усачев, Беляйкин и Порай не смогли бы запретить вылет Чкалову, потому что погибший пилот и Поликарпов «пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить».

14:45

17 лет спустя вторая экспертная комиссия назвала ответственными за вылет самолета И-180 прямо главного конструктора Поликарпова и летчика-испытателя Чкалова. Уже умерший к тому времени Поликарпов назначался ответственным за то, что разрешил первый полет на многоопытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзи, регулирующих охлаждение мотора.

14:33

Наиболее неизменной причиной вынужденной посадки самолета комиссия призывала считать отказ мотора в результате его охлаждения. О таком риске Чкалов был предупрежден, констатировали эксперты.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

14:21

Расследовавшие трагедию годы спустя эксперты ввели, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день было опасно.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Темин Виктор/ITAR-TASS
Дальневосточный кромка. Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков у своего самолета после посадки на острове Удд, 1936 год

14:18

Трагедию расследовали двукратно – в 1938 и 1955 годах. Обе группы экспертов пришли к одному выводу: самолет был технически не доработан, имелись бесчисленные дефекты и недоделки. В первом случае причиной ЧП был назван отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Во многом товарищем выводы разнились. Так, если первая комиссия сразу же определила «стрелочников», то вторая не усмотрела за наказанными авиаторами состава правонарушения.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

ТАСС
Участники беспосадочного перелета СССР – США Александр Беляков, Георгий Байдуков и Валерий Чкалов (слева направо) после успешного завершения полета, 20 июня 1937 года

14:14

Директор завода Усачев обвинялся в том, что что систематичны допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и крушениям при заводских испытаниях. Томашевичу вменялось «преступное руководство» строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки аэропланов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Порай, если верить сотрудникам НКВД, основывал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и крушениям машин. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА Новинки
Схема перелета советских летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова из Москвы в Северную Америку сквозь Северный полюс

14:03

После трагедии было возбуждено уголовное дело. Подверглись аресту НКВД и получили различные сроки заточения авиаторы завода № 156 Наркомата оборонной промышленности: директор завода Михаил Усачев, заместитель главного конструктора этого же завода Дмитрий Томашевич, начальство заводской летно-испытательной станции Виктор Порай и начальник 1-го главка НКОП Семен Беляйкин, которому припомнили, что в 1919-м он арестовывался румынской рекогносцировкой, в течение года после освобождения из тюрьмы находился на территории белых, а затем «обманным путем пробрался в ряды ВКП (б), и с 1928 года являлся скрытым троцкистом».

Порай, по сведениям чекистов, был «антисоветски настроен», а Усачев и Томашевич являлись выходцами из «социально-чуждой окружения».

13:55

Из показаний главного конструктора Поликарпова: «Я видал весь полет Чкалова, и вплоть до последнего разворота полет мне представлялся совершенно нормальным. После первого круга Чкалов пошел на другой. Видимо, не отметив каких-либо опасных перемен. Завершив второй круг, Чкалов вышел на посадочный курс. Когда до полосы оставалось не немало километра, на высоте 100 метров самолет развернулся влево и скрылся за постройками. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент. По-видимому, она возлежит в перерыве работы мотора».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА Новости/РИА Новости
Cамолет Валерия Чкалова, совершивший беспосадочный перелет по маршруту Москва – Нордовый полюс, 20 июня 1936

13:50

Как указано в книге полковника юстиции запаса Вячеслава Звягинцева «Трибунал для героев» со ссылкой на присутствовавшего рядышком с умирающим Чкаловым бортмеханика Захарченко, последними словами летчика-испытателя были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

После этого Чкалов скончался от полученной при падении травмы башки.

13:38

А вот как описывались обстоятельства крушения в заключении экспертной комиссии, вышедшем в 1955 году:

«Чкалов с разрешения главного конструктора Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по сфере Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м от него, в результате чего произошла гибель пилота и разрушение самолета».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА Новости
Марка, выпущенная в честь беспосадочного перелета экипажа Валерия Чкалова по маршруту Москва – Нордовый Полюс – Портланд (США)

13:28

Сразу же после катастрофы руководство завода №156 направило специальное сообщение Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову.

«Аэроплан оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первоначальный круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на другой круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с вышины около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного строя (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в груду дровяных отходов. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя доля самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался сквозь несколько минут».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА Новости
Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года

13:15

Чкалова экстренно доставляют в Боткинскую больницу, это всего в 2 км от места падения И-180. По различным данным, после крушения Чкалов жил еще от 40 минут до двух часов.

13:10

На какое-то пора самолет скрылся от наблюдавших за полетом с аэродрома за высокими постройками. А потом… Потом раздался необычайный грохот. Все постигли: случилась беда. По каким-то причинам Чкалов не долетел до ВПП и сажал самолет фактически в жилом квартале. При соприкосновении с землей И-180 зацепился за электропровода и врезался в груду дровяных отходов на Хорошевском шоссе. Летчика выбросило из кабины, он сильно ударился головой о металлическую арматуру.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

А. Капелюша/ТАСС
Пилот Валерий Чкалов с матерью, 1 июня 1936 года

12:58

Полет начинается! Побежав по заснеженной полосе, самолет откололся от земли и устремился в небо. Вылет прошел нормально. Как и было запланировано, И-180 сделал первый круг и пошел на другой, после чего начал готовиться к посадке. Все проходит в штатном режиме. За полетом следят десятки людей.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

РИА Новости
Аэроплан АНТ-25, на котором советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили перелет из Москвы в Нордовую Америку через Северный полюс, 01 июля 1937 года

12:41

На улице очень холодно – около минус 25 градусов. Это в наше пора декабрь – месяц почти курортный, а в середине XX века морозы в начале зимы традиционно стояли в столице лютые, натуральные русские. Это хорошо известно и по Битве за Москву в 1941 году. Эксплуатация техники, а тем более сложнейшей летательной машины в такие морозы по умолчанию представляла значительную опасность. Согласно воспоминаниям авиаконструктора Дмитрия Томашевича, позже обвиненного в трагедии и осужденного, Поликарпов якобы отговаривал Чкалова от полета, но тот не согласился отсрочить испытания.

12:30

В половине декабря темнеет очень рано, поэтому надо успеть провести испытание, пока светло. Чкалов в тысячный раз проделывает идеально освоенную процедуру: садится в самолет, пробует мотор, управление рулем и закрылками, после чего выруливает на старт. Ничего необычного, все как вечно.

12:18

Прославленный летчик уже на аэродроме, деятельно готовится к испытаниям. Задание у Чкалова не из сложных, оно предписывает совершить первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту Центральный аэродром, на вышине 600 м.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Л. Доренский/ТАСС
Герой Советского Союза полковник Валерий Павлович Чкалов среди испанских пионеров, 1 ноября 1938 года

12:09

Авиаконструктор Сигаев из КБ Поликарпова повествовал: «Зима 1938 года стояла морозная. Первый полет опытного истребителя И-180 откладывался со дня на день по разным винам, и прежде всего из-за ненадежности мотора, который во время сбрасывания оборотов при низкой температуре окружающего воздуха вдруг «глох». Из наркомата торопили: «Давай! Давай!» Чкалов тоже настаивал на проведении полета. Наконец, на 15 декабря был назначен первоначальный полет. На аэродром в ОЭЛИД с утра отправились все, кто только мог».

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Чернов Д./ТАСС
Москва. Депутаты Верховного Совета СССР I-го созыва (слева вправо): Иван Москвин, Алексей Толстой и Валерий Чкалов у стен Кремля, 1938 год

12:03

Чкалов должен был совершить на И-180 один-единственный полет. Затем машина переходила для проведения целого цикла испытаний другому летчику Степану Супруну. По одной из версий, Чкалова должны были перевести на высокую место. Не исключено – наркома внутренних дел…

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Иван Шагин
Валерий Чкалов выступает на спортивном празднике в Сокольниках, 5 сентября 1935 годв

11:54

Для проведения испытаний 1 декабря из отпуска был отозван Чкалов. 10 декабря он произвел рулежку самолета по земле, показавшую удовлетворительную труд шасси, тормозов, костыля и мотора. Выявились проблемы: перегрев двигателя М-88 и его плохая приемистость. Мотор часто «глох» при наземных испытаниях. 12 декабря при вторичной рулежке сломалась тяга управления газом мотора.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

ТАСС
Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов возле учебного самолета У-2, подаренного ему Народным комиссариатом тяжелой промышленности, 1 апреля 1937 года

11:46

Самолет был собран в заключительных числах ноября 1938 года. 2 декабря после осмотра машины было выявлено 190 дефектов, из них наибольшее число — 40 — в мотооборудовании. Вящую часть дефектов устранили в заводских цехах. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром. Начались наземные испытания систем, взвешивание, регулировка, опробование мотора. 11 декабря дефектная ведомость по машине насчитывала еще 46 пунктов. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовки И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранен от этих трудов.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Иван Шагин/ТАСС
Самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет через Нордовый полюс в Америку, 1937 год

11:35

Качество постройки и сборки И-180 было невысоким. С одной стороны, сказывалось влияние нездоровой обстановки кругом ОКБ Поликарпова на заводе № 156, когда указания конструкторов и самого главного конструктора игнорировались заводскими службами, отмечается в книжке Владимира Иванова «Неизвестный Поликарпов». С другой стороны, ввиду низкой культуры производства и устаревшей технологии завода № 156. Была и еще одна причина. Начальник Первого главного управления НКОП Семен Беляйкин с осени стал торопить с выпуском первого экземпляра И-180 на испытания, желая по планам постройка машины должна завершиться в конце декабря, а испытания начаться уже в 1939 году. Было решено прочертить испытания до конца текущего года. В частности, этого требовали нужды Гражданской войны в Испании, где советские самолеты участвовали на сторонке республиканцев. Первоначально был установлен срок окончания постройки истребителя 29 октября 1938 г. Затем он неоднократно корректировался. Выпуск самолета на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября. Итоги вышеперечисленных факторов не преминули сказаться на качестве производства. Уже во время первых цеховых испытаний готовых агрегатов, происходивших 19 ноября, выявлен ряд дефектов.

11:23

Постройка И-180 завязалась с июля 1938 года. В документации завода №156 машина именовалась как «заказ 318». Работы выполняли сотрудники КБ Николая Поликарпова, какие отмечали «нездоровую обстановку», сложившуюся вокруг них на заводе. Параллельно изготовлялся мотор М-88. Осенью процесс вступил в завершающую фазу. Если с конструкцией самолета все было четко, то с двигателем возникли осложнения. Представители ВВС во время постройки самолета выдвигали дополнительные требования к машине. Часть из них, технически безграмотных, Поликарпов покинул без внимания. Например, уже упомянутая комиссия по анализу макета винтомоторной группы требовала, чтобы масляные насосы непременно были ниже дна маслобаков. Часть требований, не влияющих на характеристики и работоспособность машины, например протектирования бензобаков, можно было реализовать лишь после проведения особых исследовательских и опытно-конструкторских работ.

11:11

Несмотря на молодость, Чкалов почитался заслуженным-перезаслуженным специалистом своего дела. Практически все рекорды в знаменитых советских полетах 1930-х годов приходились на его счет. Помимо упомянутого рослее, Чкалов участвовал в перелете из Москвы в Петропавловск-Камчатский, обладал орденом Красного Знамени и званием героя Советского Сооюза, в Чкаловск был переименован его родимый поселок Василево. Знаменитого на весь Союз летчика-испытателя очень любил Иосиф Сталин, оказывавший ему что-то вроде покровительства.

11:00

Прославленный советский испытатель, пилот №1 Советского Союза Валерий Чкалов разбился 80 лет назад на 35-м году жизни. Роковым для признанного мэтра, годом ранее свершившего первый беспересадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс, стали рядовые испытания нового самолета-истребителя И-180 на Центральном аэродроме имени Михаила Фрунзе в Москве. Чкалов пять знал воздушное пространство вблизи Ходынского поля, а таких полетов были в его жизни уже сотни. Единственное, тревогу вселяла несовершенность новой модели, а также очень холодная погода, установившаяся в столице в первый месяц зимы. Впрочем, профессионал не сообщал данным обстоятельствам серьезного значения. Он хотел качественно выполнить свою работу, и вернуться к семье.

Чкалов был обласкан волей, несмотря на проблемы с дисциплиной. Так, в 1925 году военный трибунал приговорил его к году тюрьмы за пьяную драку, а в 1928-м он был опять осужден на такой же срок за организацию аварии. Впрочем, в обоих случаях словечко за Чкалова замолвили могущественные заступники. Потому в заключении он провел совсем недолго – полгода и менее месяца соответственно.

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов

Иван Шагин/РИА Новости
Летчик Валерий Чкалов с супругом Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год

Ключ

Материал полезен?

«Упрашиваю никого не винить»: как погиб летчик Чкалов