Открыта ещё одна тайна Сунгири
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Открыта ещё одна тайна Сунгири

Открыта ещё одна тайна Сунгири

Открыта ещё одна тайна Сунгири

Многое рассказали украшения из лагеря древнего человека во Владимирской области.


В МГУ им. М.В. Ломоносова изучили украшения и резные фигурки, найденные на стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря им учёным удалось установить относительный возраст захороненных там людей.

 

Оказалось, многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как иные носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур, представленных как в Европе, так и на русской равнине.

Верхнепалеотическая лагерь Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом 29 000 – 31 000 лет. Её изучение началось более тридцати лет тому назад. Лагерь древних охотников включает могилу мужчины 40 – 50 лет и могилу двух детей 10 – 14 лет. В раскопах там было отыскано более 80 тысяч разных предметов!

«Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех погребениях верхнего палеолита Евразии», – известил автор исследования, доктор исторических наук Владислав Житенёв, доцент кафедры Археологии Исторического факультета МГУ.

Сейчас все объекты хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений учёные отыщи явные признаки того, что часть этих предметов долго носили – на них заметны потёртости и другие следы износа. Прочие найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные.

Видимо, их изготовили специально для погребения. К таким объектам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились бесчисленные следы придания ей формы и обработки.

Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор отворён. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от бедствия – болезни или голода.

В изготовлении погребальных предметов, по-видимому, участвовали не лишь опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении дисков из бивня мамонта сделан неаккуратно, неизящно и как бы даже неискусно. Скорее всего, его изготовил ребёнок! 

Украшения – предмет невербального языка, с помощью которого в те времена любой человек мог определить, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше постигнуть многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.

Владиславу Житенёву удалось установить, что мужчина и дети существовали примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует единый стиль изготовления украшений в обоих погребениях. Ребята были похоронены единовременно, однако не известно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины.

Этого не удалось определить радиоуглеродным методом, поскольку он не позволяет получать даты с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод подаёт лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.

«В украшениях всегда чувствуется рука мастера. Многие из погребения мужа и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. А может, просто техника передавалась внутри семьи, так, от отца к сыну или от бабушки к внучке», — считает Владислав Житенёв. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет не немало нескольких десятков лет.

Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определенной культурной традиции – они испытали влияние различных культур. С одной стороны, имеют много общего с ориньякской культурой, распространённой в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы.

С иной стороны, сунгирские украшения похожи на артефакты некоторых костёнковских стоянок. Наконец, это всё сочетается с изделиями из камня, выполненными по «неандертальской» технологии, желая все найденные в Сунгире костные останки принадлежат исключительно Homo sapiens без примеси неандертальской крови.

Дальнейшие исследования учёный планирует отдать изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются стоянки с неандертальским компонентом и без него.

>