«Распутин — самозванец и популярный развратник»

Новость опубликована: 30.12.2016

«Распутин — самозванец и известный развратник»

Григорий Распутин

Григорий Распутин был знаковой фигурой при дворе императора, имел огромное воздействие на императорскую семью и славился своей любвеобильностью. Как воспринимали его современники, чем была недовольна церковь и как погиб Распутин — в материале «Газеты.Ru».

Основное

  • «Распутин — самозванец и известный развратник»

    Психологи диагностировали слабоумие художников по их картинам

  • Самое читаемое: «Мы считали Ту-154 острием прогресса»

  • «Маман сообщает, вспышка была на весь город»

  • «Признать нашу посадку на Марс США не хотели»

  • 75 лет началу контрнаступления под Москвой

Декламируйте также

  • Взнос по программе госсофинансирования пенсий необходимо сделать до конца года

  • Заплатить за соседа

Григорий Распутин был родом из несложный крестьянской семьи из Тобольской губернии. Дата его рождения доподлинно не известна — по разным данным, он появился на свет между 1864 и 1872 годами. В молодые годы он адресовался к религии — совершил паломничество в Верхотурский монастырь в Свердловской области, побывал в Греции на горе Афон, в Иерусалиме. За пора странствий он завязал знакомства со многими монахами и представителями духовенства, в том числе с представителями Санкт-Петербургской духовной академии.

К 1904 году в глазах светского общества Распутин обратился в религиозную знаменитость. К нему проявил интерес император Николай II, удостоив «божьего человека» личной встречи. Со временем Распутин приобрел воздействие на императорскую семью благодаря тому, что помогал единственному сыну императора, цесаревичу Алексею, бороться с гемофилией — смертельной наследственной болезнью, при которой нарушен процесс свертывания крови.

Арон Симанович, мемуарист, прославившийся как личный секретарь Распутина, строчил в книге «Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина»: «С первой же встречи с царевичем он отнесся к нездоровому мальчику с особенной предупредительностью.

Он владел даром влиять на людей успокаивающим образом.

Его спокойствие и уверенное обращение сильно воздействовали на людей. Его особенное искусство воздействовать на больных сразу поставило его в надлежащее положение у кровати страдающего мальчика».

Для остановки кровотечений Распутин использовал общенародные средства – например, разваренную кору дуба, однако в глазах императорской четы это выглядело чудом. Как отмечает Симанович, Распутин сумел внушить царю, что заболевание наследника опасна для него только до восемнадцатилетнего возраста и что после этого срока он совершенно избавится от болезни.

Представители храмы относились к Распутину настороженно.

По мнению священников, он был представителем хлыстов — русской секты, возникшей, по разным данным, под воздействием западноевропейских мистических сект, манихейства (переосмысление Библии с примесью заимствований из буддизма и зороастризма), славянского язычества или старообрядчества.

Хлысты отвергают церковную обрядность, священные книги и священников, придерживаются строгого аскетизма, практикуют пищевое и половое воздержание. Последнее, впрочем, не весьма согласовывалось с доносом от одного из священников, что к Распутину приезжают женщины и об их «страстях, от которых он избавляет их… в бане». Однако проведенное Православной храмом расследование не выявило никаких признаков «хлыстовщины».

Не увенчалось успехом и второе расследование, проведенное в 1912 году. По его результатам Распутин был наименован

«христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

Официальных обвинений над ним больше не тяготело. Тем не менее не верящих в благочестивость Распутина хватало. К 1912 году о нем вышло несколько статей, где говорилось о «мистическом распутстве», а сам Распутин именовался «духовным гастролером». А знакомый Распутина, бывший монах Илиодор, распространял письма скандального содержания, написанные Распутину якобы императрицей Александрой Федоровной и княжнами. Сейчас большинство исследователей находят их поддельными. Кроме того, в 1917 году Илиодор опубликовал книгу о Распутине «Святой Черт».

Во время церковных расследований Илиодор отзывался о Распутине вытекающим образом:

«Распутин — самозванец и известный развратник.

Используя свою власть над женщинами, он соблазнил несчетное их количество. Одна из его несчастливых жертв пришла ко мне за помощью и рассказала, что обвиняемый ее загипнотизировал и она была не в силах ему сопротивляться. А потом это обезумевшее создание попыталось совратить меня. Конечно, я отправил ее в лечебницу для душевнобольных, но боюсь, что разум покинул ее навсегда».

Почитательниц у Распутина действительно было немало. Как вспоминает Симанович, часть их верила в его сверхъестественные силы и божественное предназначение, часть просто отдавала дань моде, бегая за ним, или старалась добиться с его помощью каких-то преимуществ. Сам Распутин упоминал, что

многие высокопоставленные лица прямо вешали ему на шею своих жен и возлюбленных, чтобы таким образом добиться для себя некой выгоды.

Влияние Распутина на императорскую семью превратило его в божество. По одному его слову чиновники получали рослые ордена. Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. «Не нужно было особых знаний или талантов, чтобы при его поддержки сделать самую блестящую карьеру. Для этого было достаточно прихоти Распутина, — пишет Симанович. — Ни одинешенек царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он».

При этом Распутин в открытую выражал свою неприязнь к дворянству. Он именовал дворян собаками и заявлял, что «в жилах любого дворянина не течет ни капли русской крови». За столом он грязными руками делил кусы пищи между своими поклонницами. А когда по праздникам его навещали почитательницы и поздравляли, обнимая его сапоги, он особенно обильно смазывал обувь дегтем,

«чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья».

По рассказам того же Симановича, для разгулов Распутина был построен отдельный дом, который посещали любовницы князей, министров, финансистов. Сами министры приглашениями Распутина тоже не брезгали.

К 1914 году претензии общественности к Распутину оформились в полноценный заговор, который возглавили внук императора Николая I князь Николай Меньший и политический деятель Михаил Родзянко. В июле на Распутина было совершено покушение — на него с ножом набросилась последовательница Илиодора Хиония Гусева. Распутин выжил, но провел в больнице несколько месяцев.

Последствие продолжалось около года, по его итогам Гусеву признали душевнобольной и поместили в психиатрическую лечебницу. Как гласят выписки из ее истории заболевания, «Хиония Гусева была набожная, на религиозной почве начала проявлять признаки ненормального состояния. Однажды утверждала, что Илиодор приедет в дом Толмачевой на чете лошадей, запряженных в автомобиль. Зажгла в доме все лампадки, а затем ночью будила Толмачеву и Пуцкину встречать Илиодора. В иной раз выгоняла из дому Марию Завороткову, говоря, что в последнюю вселился бес». Нападение на Распутина она совершила потому, что

«Илиодор стал именовать его лжепророком, развратником. Все это сильно действовало на испытуемую.

Ей стало казаться, что неправда царит на земле, она перестала ходить в церковь, поститься, молиться. Раз после прочитанной газетной статьи о Распутине она решила отомстить за Илиодора, вообще за всех обманываемых и обесчещенных».

Сам Илиодор в книжке «Святой Черт» пишет: «Она часто прерывала мои речи и горячо-горячо говорила: «Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его зарежу, как пророк Илья, по велению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин еще хуже их».

Смерть настигла Распутина в ночь на 30 декабря 1916 года.

В список заговорщиков взошли князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, политический деятель Владимир Пуришкевич и офицер британской рекогносцировки Освальд Рейнер. Убийство произошло во дворце Юсуповых на Мойке. Версии случившегося в показаниях участников расходятся и не согласуются с свидетельствами следствия. Так, например, все участники убийства утверждали, что Распутин получил пулю в сердце, но судмедэксперты не обнаружили ранения. Зато Распутин был ранен в печень, после чего вряд ли прожил бы и 20 минут, но по рассказам убивцев, он полчаса-час бежал от них по улице.

Убийцы начали с того, что угостили Распутина отравленными цианистым калием вином и пирожками. Однако яд не подействовал — Распутин хлебнул несколько рюмок, а затем попросил чаю и предложил поехать к цыганам.

«Мне показалось, что ему известно, зачем я его привел сюда и что намерен с ним сделать. Между нами шла как будто молчаливая, тугоухая борьба»,

— писал Юсупов в книге «Конец Распутина».

Далее, по словам Юсупова, он посовещался с другими участниками комплота, и они решили было задушить Распутина, но выстрел из револьвера показался им более надежным. Юсупов выстрелил ему в спину.

«Мы верили, что Россия избавлена,

— вспоминал Юсупов, — и что с исчезновением Распутина для нее открывается новая эра, верили, что мы всюду найдем поддержку и что люди, вблизи стоящие к власти, освободившись от этого проходимца, дружно объединятся и будут энергично работать».

Распутин некоторое время не подавал примет жизни. Его тело было неподвижно, пульс не прощупывался. Однако когда Юсупов собирался было уже отойти от убитого, его вежды дрогнули, а затем он распахнул глаза, вскочил на ноги и вцепился в плечо Юсупова, пытаясь ухватить того за горло. На вопли вырывающегося Юсупова прибежали остальные заговорщики и принялись стрелять в Распутина. Ему, по рассказам убийц, удалось выбраться из дома, и лишь при попытке перелезть через стену сада они поймали Распутина, связали, отвезли к Неве и сбросили в полынью, под лед.

Скрыть отпечатки преступления заговорщикам не удалось.

На следующий день прохожие обратили внимание на капли крови на мосту, водолазы выловили тело Распутина. Члены его семейства были в курсе, что тот ушел в гости к Юсупову, а в доме, где произошло убийство, следователи обнаружили следы крови.

По заключению судмедэксперта, Распутин погиб от кровотечения, наставшего после ранения в живот. Он умер еще до того, как его сбросили в воду. Яда в желудке обнаружено не было.

Позднее доктор, который должен был возложить в пирожки цианид, признался, что вместо него добавил аспирин.

Распутина похоронили в Царском Селе — не рискнули переправлять тело сквозь полстраны в родной город. Долго в земле оно не пролежало. В марте 1917 года, после окончания Февральской революции, его сожгли в топке парового котла Политехнического института.

В 1990-х годах отдельный православные круги предлагали канонизировать Распутина как святого мученика,

но Синодальная комиссия Русской православной церкви по канонизации святых отвергла эту идею.

Манер Распутина широко растиражирован в литературе, театре и кинематографе, ему посвящены как документальные, так и художественные произведения. Фильмы о нем снимались вплоть до наших дней, заключительным стал 8-серийный отечественный «Григорий Р.».

Кроме того, Распутину посвящено несколько песен, в том числе и зарубежных. Наиболее популярна песня группы Boney M «Rasputin», где его именуют «величайшей машиной любви в России» и «любовником русской царицы». Также его именем названы клубы, отели, магазины, напитки и журналы по всему вселенной.


Ответить