«Разгром конвоя PQ-17»: что на самом деле сделалось причиной трагедии

Новость опубликована: 26.06.2019

«Разгром конвоя PQ-17»: что на самом деле сделалось причиной трагедии

«Разгром конвоя PQ-17»: что на самом деле сделалось причиной трагедии

В июле 1942 г. в арктических водах произошёл один из самых трагических эпизодов в истории поставок поддержки союзников СССР в период Второй мировой войны – гибель конвоя PQ-17, который должен был доставить в Советский альянс крупный военный груз в рамках лэнд-лиза. Была ли его гибель неизбежна? Или же её можно было предотвратить, если бы не ошибка командования? Ныне этому событию посвящено множество исторических трудов, которые не оставляют сомнений в том, что причиной трагедии был неправильный расчёт первого лорда британского Адмиралтейства.

Непростой линия

Северный путь был кратчайшим маршрутом доставки помощи по ленд-лизу, к которому СССР присоединился в конце 1941 г. Но в то же время, он был и самым опасным, так как пролегал вдоль побережья оккупированной нацистами Норвегии. Помимо этого, проблемы основывало и то, что Белое море замерзало зимой, а порт Мурманск находился вблизи линии фронта. Однако в первый год войны у союзников не было другого выбора, как доставлять военные грузы этим путём. До конца 1941 г. по этому пути успешно прошло 11 конвоев, какие обозначались инициалами офицера британского Адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn), ответственного за их отправку.

Роковой приказ

Конвой PQ-17, заключавшийся из 35 грузовых судов, сопровождался морским эскортом под командованием Джона Брума, а также группой ближнего прикрытия, какой руководил контр-адмирал Гамильтон. PQ-17 вёз в СССР важный груз, который немцы стремились любой ценой уничтожить, ведь, по словам Валентина Пикуля, автора книжки «Реквием каравану PQ-17», его потеря «отражалась на делах Восточного фронта, на делах армии Паулюса, вступающей в битву за Сталинград».

Конвой вышел из Рейкьявика 27 июня 1942 г. А 4 июля британская рекогносцировка обнаружила, что немецкий линкор «Тирпиц», которого после поражения, нанесённого королевским ВМС однотипным линкором «Бисмарк», больше итого опасались британцы, вышел со стоянки в норвежском порту. Полагая, что он намеревался атаковать конвой, первый лорд британского Адмиралтейства Дадли Паунд отдал распоряжение: «Команду эскорта, командующему флотом метрополии – от Адмиралтейства. Ввиду угрозы со стороны надводных кораблей противника необходимо рассредоточиться…».

Однако это решение было зачислено на основе недостоверных данных. В действительности, «Тирпиц» в тот момент не направлялся на перехват конвоя, а был перебазирован в Альтен-фьорд.

5 июля, после того как было сброшено прикрытие конвоя PQ-17, грузовые корабли были атакованы немецкой авиацией и подлодками. В результате 23 корабля бывальщины уничтожены, погибло 153 моряков погибло.

Молчащие СМИ

Обращает на себя внимание тот факт, что гибель конвоя долгое пора не освещалась в прессе стран антигитлеровской коалиции, а если информация и появлялась, то без указания масштабов трагедии. Германия, напротив, вскоре разболтала заявления о своём триумфе, благодаря чему о разгроме конвоя стало известно нейтральным странам. По сообщениям немецкого радио, какие в начале 1942 г. впервые были процитированы американским журналом «Life», «самолеты потопили 122000 тонн, ещё 70000 тонн потопили подводные ладьи». При этом, американские СМИ указывали, что 9 июля СССР заявил, что конвой «благополучно прибыл в русский арктический порт» (речь шла об уцелевших кораблях).

В Великобритании реакция на крах PQ-17 последовала только весной 1943 г., когда морской офицер лорд Уинтер поднял этот вопрос в палате лордов. После этого в «Daily Express» была опубликована статья, из какой частично стали известны подробности трагедии июля 1942 г. Британская газета, в частности, сообщала, что было спасено итого лишь 4 судна. Однако ни СМИ, ни британские власти не говорили о возможной ошибке командования в ходе проведения операции по сопровождению конвоя.

Разоблачение

Первые обвинения в адрес союзников раздались в СССР уже после завершения войны. В 1948 г. в газете «Красный флот» было опубликовано две статьи капитана В. Андреева, который заявлял: «Главной вином рассеивания конвоя, похоже, стала путаница в умах британского командования, преувеличенный страх перед немецкими кораблями, опасения «утрат» в линкорах, которые «могли» иметь место». Он также указывал, что приказ о рассеивании был отдан в тот момент, когда корабли противника были ещё на довольно большом расстоянии («300 миль»).

Лишь в 1957 г. британцы признали ошибку Дадли Паунда, который не дожил до этого поре, скончавшись в 1943 г. от инфаркта. Об этом написал в своей книге «Война на море» официальный историк британского Адмиралтейства Стефен У. Роскилл.

В 1963 г. вышла ещё одна книга-разоблачение «Разгром конвоя PQ-17», написанная историком Дэвидом Ирвингом, какой высказал ещё одну версию причин произошедшего. Он полагал, что эта трагедия была результатом целенаправленных попыток Адмиралтейства дезорганизовать поставки грузов в СССР. В 1970 г. Джон Брум подал в суд на Ирвинга за поклеп и выиграл дело, получив компенсацию в размере 40 тысяч фунтов стерлинга.


«Разгром конвоя PQ-17»: что на самом деле сделалось причиной трагедии