Разгром шведов в Эзельском сражении
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

300 лет назад, в мае 1719 года, русская эскадра под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Сенявина в зоне острова Эзель нанесла поражение отряду шведских кораблей. Русскими трофеями стали линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус». Это была первая победа русского корабельного флота в отворённом море.

Создание корабельного флота

Принято считать, что флот в России впервые был создан при Петре Первом, однако это не так. Русские люд (русы, славянорусы) с древнейших времен умели строить суда класса «река – море» — лодьи, ладьи, струги и т. д. Они служили для походов на Каспийском, Русском (Черноволосом), Средиземном и Варяжском (Венедском) морях. Искусными мореплавателями считались славянорусы – венеды – венеты – варяги. Варягом-русом были основатель династии Рюриковичей – Рюрик (Сокол). Первые князья рода Рюриковичей бывальщины организаторами масштабных военно-морских экспедиций.

В ходе развала империи Рюриковичей Русь была отрезана от Чёрного и Балтийского морей. При этом русские сохранили традиции скорого создания речных флотилий и морских судов. В частности, эта традиция была сохранена на севере, в Новгороде и на Белом море, а на юге работали казачьи флотилии. Попытка создать корабельный флот на Балтике была предпринята Иваном Грозным во время Ливонской брани («Первый Русский флот — пираты Грозного царя»). При отце Петра Первого царе Алексее Михайловиче выстроили фрегат «Орёл» для действий на Каспии.

Проблема была в том, что Русское государство было лишено выхода к Балтике и Чёрному морю. Необходимо было отвоевать утраченные земли, чтобы владеть возможность построить корабельный флот. Первую попытку создать флот Пётр совершил во время войны с Турцией за Азов. После несчастливого похода 1695 года Петр Алексеевич быстро осознал свои ошибки и в самые короткие сроки создал флотилию, какая помогла в 1696 году взять Азов. Россия получила Азовскую флотилию, но далее необходимо было отбивать у османов Керчь, Крым, или Нордовое Причерноморье, чтобы выйти в Чёрное море.

Тем временем Пётр в 1700 году ввязался в войну со Швецией, которая продолжалась аж до 1721 года. В результате планы прорыва на южном направлении пришлось отложить в долгий ящик. Более того, Порта использовала подходящий момент, чтобы восстановить свои позиции в Приазовье. Прутский поход Петра 1711 года завершился неудачей и России пришлось отказаться от Азова и Азовского флота, сломать на юге уже построенные укрепления.

Разгром шведов в Эзельском сражении
Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век. Источник: https://ru.wikipedia.org

Стройка Балтийского флота и его первые победы

На севере Россия, вступив в войну со Швецией, мощной военно-морской державой, которая находила Балтику «шведским озером», сначала использовала древнюю, проверенную временем тактику. Строила малые гребные суда, какие могли атаковать большие вражеские корабли и брать их на абордаж (штурм). Таким образом, прежний опыт казачьих флотилий, Азовских походов и постройки флота в Воронеже был целиком использован при подготовке к борьбе за Балтийское море. Так же как на юге, на северо-западе России развернулось строительство транспортных судов, а затем и боевых парусно-гребных кораблей. Корабля строили, а также покупали уже готовые у владельцев, на р. Волхове и Луге, на Ладожском и Онежском озёрах, на Свири, Тихвине и т. д. Однако требовалось пора, что построить свои корабли, вооружить их, подобрать кадры, обучить экипажи. Поэтому сначала Пётр делал ставку на иноземные командные кадры.

В 1702 году начали строить верфь на реке Сясь (впадающей в Ладожское озеро), где начали строить первые военные корабли. В 1703 году корабли стали строить на р. Волхов и Свирь. У Лодейного поля создали Олонецкие верфи, какие стали одним из главных центров создаваемого Балтийского флота (первым кораблем стал «Штандарт»).

Отряды небольших речных кораблей, которые ранее служили в для перевозки грузов по рекам и озёрам, с командами солдат, сыграли ведущую роль в борьбе с эскадрами шведских кораблей в зоне Ладожского и Чудского озёр (они имели на вооружении по 10-20 орудий, экипажи опытных моряков). Так, в мае 1702 года русские суда намели поражение шведскому отряду в узком проливе, соединявшем Чудское озеро с Псковским. Русские на своих небольших суденышках, не имевших артиллерийского вооружения, храбро атаковали врага, ведущего артиллерийский огонь. Русские взяли на абордаж яхты «Флундран», «Виват» и «Вахтмейстер». Тем самым прорвались в Чудское озеро. Затем русские корабля нанесли поражение шведской эскадре адмирала Нумерса и на Ладожском озере. В итоге шведы по Неве отступили в Финский бухта.

Это позволило русским войскам взять шведские крепости Нотебург (Орешек) и Ниеншанц. В ночь на 6 мая 1703 года гвардейцы на 30 ладьях во главе с сами царем Петром и Меншиковым подошли к стоявшим при устье Невы шведским кораблям «Гедан» и «Астрильд», и взяли их на абордаж. Таким манером, русские заняли всё течение Невы и получили выход в Финский залив. Пётр начинает строительство новой морской твердыни – Петропавловск, которая положила начало основанию новой столицы Русского государства – Санкт-Петербурга. В это же время Пётр решил создать авангардный форт, защищающий Петербург со стороны моря. Его стали возводить на острове Котлин, так заложили крепость Кроншлот (Кронштадт).

Кроншлот вынес атаки шведов. Однако было очевидно, что для зашиты Петербурга необходим корабельный флот. Осенью 1704 года первые корабли сделались прибывать по Неве к Петербургу. Весной 1705 года прибыли новые корабли. Молодой Балтийский флот уже имел возле 20 вымпелов. На кораблях было 270 орудий и около 2200 человек экипажу. Командовал флотом контр-адмирал Крюйс. Летом 1705 года батареи Кроншлота и русский флот вынесли нападение сильного шведского флота. Вражеский десант, который шведы пытались высадить на острове, был разгромлен. После разгромы 14 июля 1705 года шведские корабли покинули восточную часть Финского залива.

Тем временем Петербург становится новоиспеченной кораблестроительной базой русского флота. В 1704 году на левом берегу Невы, недалеко от моря и под защитой Петропавловской твердыни, заложена большая верфь – Главное Адмиралтейство. В 1706 году в Главном Адмиралтействе спустили первые корабли. Одновременно в Петербурге строили и иные верфи: Партикулярная верфь – для строительства вспомогательных судов, Галерный двор – для гребных судов. В итоге Петербург стал одним из крупнейших середин кораблестроения не только в России, но и в Западной Европе. Только в Адмиралтействе через десять лет после его закладки работало около 10 тыс. человек. Лишь в первые семь лет войны со Швецией в состав Балтфлота было включено около 200 боевых и вспомогательных судов. Удобопонятно, что первые корабли русского флота по своим мореходным качествам и артиллерийскому вооружению уступали кораблям ведущих западных морских содержав. Однако темпы технического прогресса в русском кораблестроении в годы Северной войны были весьма высокими. Уже через 10—15 лет после закладки первых кораблей на верфях Балтики в составе русского флота показались корабли, которые могли соперничать с лучшими западными судами по основным характеристикам.

Большая работа была проделана для подготовки морских кадров. В 1701 году в Москве была отворена Навигацкая школа, в 1715 году в Петербурге – Морская академия. Кроме них при Петре Алексеевиче было открыто около 10 школ, какие готовили кадры для флота – адмиралтейские школы в Воронеже, Ревеле, Кронштадте, Казани, Астрахани и т. д. Активная подготовка национальных кадров повергла к тому, что русское правительство смогло отказаться от услуг иностранных специалистов. В 1721 году императорским указом было запрещено принимать иноземцев на службу во флот. Правда, этот указ не мешал иностранцам занимать высшие командные посты, особенно после кончины первого российского императора. Рядовой состав на флоте комплектовался, как и в армии, путем рекрутского набора среди податных сословий. Служба была тогда пожизненной.

Разгром шведов в Эзельском сражении
Эзельский бой. Художник Алексей Боголюбов

Новоиспеченные успехи

Победа русской армии в Полтавской битве 27 июня 1709 года привела к тому, что Россия закрепила за собой старые успехи русского оружия на берегах Балтики и создала возможность дальнейшего наступления. Крупные соединения русской армии бывальщины переброшены на приморское направление, и при поддержке флота стали теснить врага с побережья Финского и Рижского заливов. В 1710 году русская армия при поддержке флота взяла Выборг. В этом же году русские взяли Ригу, Пернов и Ревель. Русский флот получил значительные базы на южном берегу Балтики. Также были заняты Моонзундские острова, имевшие стратегическое значение. Таким манером, в ходе летней кампании 1710 года Шведское королевство лишилось основных своих баз в восточной части Балтики от Выборга до Риги.

Брань с Турцией 1710—1713 гг. на некоторое время отвлекла Россию от войны со Швецией. В кампанию 1713 года русские отбили у шведов их базы на нордовом берегу Финского залива: были взяты Гельсингфорс, Бьернеборг и Ваза. Русские силы вышли на берега Ботнического бухты. На верфях Балтики заметно возрос размах кораблестроения, никогда прежде здесь не закладывали столько кораблей, как в 1713—1714 гг. Строили корабли и в Архангельске. Выстроенные на Архангельской верфи два линейных корабля пополнили Балтфлот. Также русский царь купил несколько кораблей в Западной Европе. К кампании 1714 года в составе корабельного флота на Балтике было уже 16 линейных кораблей, а гребной флот имел немало 150 галер, полугалер и скампавей. Кроме того, имелось значительное количество вспомогательных и транспортов. В Стокгольме попытались блокировать противника в Финском бухте, останавливая русский флот в наиболее удобном месте – у полуострова Гангут. Однако Россию остановить не удалось. 27 июля 1714 года в русский галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский отряд шаутбенахта Эреншильда. Русскими трофеями сделались фрегат «Элефант», 6 галер и 3 шхербота.

Эта победа обеспечила успех русского оружия в Финляндии и позволила перенести военные действия на территорию самой Швеции. А шведский флот, ещё недавно господствующий на Балтике, перешёл к обороне. Русский флот получил независимость действий, угрожая морским коммуникациям и важнейшим промышленно-экономическим районам Швеции. Русский флот в 1714 году совершил поход на Аландские острова, осенью отряд Головина завладел Умео.

Однако успехи русского флота встревожили Запад. Так, в Лондоне боялись, что Петру Алексеевичу удастся заключить со шведским правительством выгодный миролюбивый договор, который закрепит успехи русских на Балтике. Поэтому Англия стала поддерживать шведскую партию войны и оказывать на Россию военно-политическое давление, угрожая флотом. С лета 1715 года соединенный англо-голландский флот под основным командованием английского адмирала Нориса стал дежурить в Балтийском море под предлогом торгового судоходства. С 1719 года позиция Англии сделалась ещё более откровенной. Англичане заключили союз со Швецией. С 1720 года британцы объединили свой флот со шведским и сделались угрожать русским портам и базам на Балтике.

Разгром шведов в Эзельском сражении
«Линейный корабль „Вахмейстер“ сражается против русской эскадры в 1719 году». Полотно Людвига Рихарда

Эзельский бой

В 1715 1719 гг. русский флот проводил крейсерские и десантные операции. Русские корабли боролись со шведскими каперами, захватывали торговые корабля и высаживали десанты на острова и побережье Швеции. В частности, в период с апреля по ноябрь 1718 года русские корабли захватили 32 шведских торговых корабли, 14-пушечную шняву и 3-пушечный шхербот.

Так, весной 1719 года в море вышли два русских отряда. Отряд капитан-командора Фангофта (Вангофта) в составе 3 кораблей, 3 фрегатов и 1 пинка вышел из Ревеля к берегам Швеции с мишенью разведки сил противника. Он в мае высадил разведчиков на острове Эланд, а затем благополучно вернулся в Ревель. 15 мая из Ревеля в море вышел отряд капитана 2-го ранга Наума Сенявина. В составе русского отряда бывальщины шесть 52-пушечных корабля: «Портсмут» (вымпел Сенявина), «Девоншир» (капитан 3-го ранга К. Зотов), «Ягудиил» (капитан-поручик Д. Деляп), «Уриил» (капитан 3-го ранга В. Торнгоут), «Рафаил» (капитан 3-го ранга Я. Шапизо), «Варахаил» (капитан 2-го ранга Я. Стихман) и 18-пушечной шнявы «Наталия» (лейтенант С. Лопухин). Отряд Сенявина получил задачу перехватить вражий отряд из 3 кораблей, который вышел по данным разведки, в крейсерство в Балтийское море.

24 мая 1719 года отряд Сенявина будучи у острова Эзель, обнаружил три корабля возможного противника. Корабли «Портсмут» и «Девоншир» под всеми парусами начали погоню. В пять часов наши корабли приблизились на дистанцию артиллерийского пламени и сделали выстрелы, чтобы заставить капитанов неизвестных кораблей поднять свои флаги. На кораблях – это были линейный корабль, фрегат и бригантина, бывальщины подняты шведские флаги и брейд-вымпел их командующего капитан-командора Врангеля. По сигналу Сенявина русский отряд атаковал врага. Бой продолжался более трёх часов. На русском флагмане были перебиты штаги и повреждены марселя. Пытаясь использовать это, шведский 34-пушечный фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус» атаковали «Портсмут». Сенявин сделал заворот, стал бортом к «Карлскроне» и отрыл огонь картечью. Не выдержав разрушительного действия огня, сперва капитулировал фрегат, а затем спустила флаг и бригантина.

Командующий шведским отрядом Врангель, видая, что фрегат и бригантина сдались, попытался сбежать на 52-пушечном линейном корабле «Вахместер». Однако русские корабли «Ягудиил» и «Рафаил» сквозь три часа догнали вражеский флагман и заставили его принять бой. На некоторое время шведский корабль был поставлен в два огня (оказался между русскими кораблями). Шведский флагман бывальщины сильно поврежден. Видя, что к нему идут ещё два русских корабля — «Уриил» и «Варахаил», шведы капитулировали.

Таким манером, в результате Эзельского сражения врагу было нанесено полное поражение. Наши моряки захватили весь шведский отряд — линейный корабль, фрегат и бригантину. На кораблях капитулировали 387 человек во главе с капитан-командором Врангелем, немало 60 человек было убито и ранено. Потери русских экипажей составили 18 человек убитыми и ранеными. Особенностью сражения сделался тот факт, что русский корабельный флот одержал первую морскую победу, не прибегая к морскому штурму (абордажу). Успех был достигнут в итоге хорошей подготовки матросов и офицеров и мастерству Сенявина. Русские обнаружили противника, не дали ему уйти, навязав решительный бой, вели пламя из корабельной артиллерии на различных дистанциях.

Русский командир после боя докладывал государю Петру: «Все сие… сделано без великой утраты людей, я иду со всею эскадрою и взятыми шведскими кораблями в Ревель…» Петр Великий наименовал эзельскую победу «добрым почином Российского флота». Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры, командиры кораблей были произведены в вытекающие чины. Участники сражения получили призовые деньги.

Разгром шведов в Эзельском сражении

Источник

>