«Роковая промах»: как в 1943 году советские летчики перепутали города

Новость опубликована: 14.09.2019

«Роковая промах»: как в 1943 году советские летчики перепутали города

"Роковая промах": как в 1943 году советские летчики перепутали города

3-й истребительный авиакорпус был сформирован в конце декабря 1942 года. Такие формирования в Алой Армии создавались в тот период специально для завоевания господства в воздухе. Большое количество истребителей (их в корпусе было две сотни), организованных вместе, обеспечивало значительный численный перевес в авиации на участке фронта.

Корпус был укомплектован новыми истребителями Як-9 и Як-1Б. Пилоты носили звания старших сержантов, так как готовились по ускоренному курсу, почти тяни летный состав был прямо из училищ. Командный состав был в основном из летчиков с Дальнего Востока, некоторые начали летать еще до брани, но в боях до этого не участвовали.

К весне авиакорпус был перебазирован под Воронеж, где должен был начать боевую работу. Но этому помешала ситуация на полуденном участке фронта. После того как немцы отступили с Кавказа, их 17-я армия сохранила плацдарм на Таманском полуострове. Попытки вышибить врага не увенчались успехом. Снабжали 17-ю армию морем, через Керченский пролив и с воздуха — транспортной авиацией. Для поддержки сухопутных армий командование люфтваффе использовало значительные силы: на аэродромах Крыма и частично Тамани был сосредоточен 1-й авиационный корпус, поддержку оказывали также бомбовозы, расположенные в Донбассе.

Советское командование приняло решение подавить немецкую авиацию, и это привело к одному из самых известных воздушных сражений Другой мировой войны. Силы собирались отовсюду, 3-й авиакорпус, который базировался недалеко, было решено перебросить в район Ростова-на-Дону. Двести истребителей бывальщины очень кстати, тем более, что это создавало решающий перевес в воздухе.

Времени на изучение маршрута у летчиков-истребителей не было, и каждая эскадрилья попросту должна была следовать за самолетом-лидером, штурман которого должен был хорошо знать маршрут. В качестве лидеров выступали бомбовозы Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса. К сожалению, выучка штурманов этого корпуса оставляла желать лучшего. Уже были случаи, когда самолеты корпуса возвращались, не отыскав целей, не отбомбившись, или выходили не на ту цель и даже бомбили свои войска. И хотя командование корпуса обещало выделить лучшие экипажи, но реально устремили тех, кто был менее всего нужен в боевой работе. Среди выделенных штурманов были даже стажеры.

17 апреля, на второй день перелетов, случилась трагедия. Три группы истребителей вместо Ростова прилетели в Чертково, мощно не дотянув до аэродрома в Миллерово, которое были целью полета. Еще одна эскадрилья попала в станицу Вешенскую, что совсем в иной стороне. Одна эскадрилья добралась до Ростова-на-Дону, но исключительно благодаря сноровке пилотов истребителей, так как экипаж указывающего путь Пе-2 заплутался и завел всю группу на территорию, занятую немцами.

При посадке было повреждено несколько истребителей и один Пе-2, но это было не столь жутко. Обошлось без жертв и позже самолеты все-таки смогли добраться до нужного аэродрома.

Эскадрилья, которой командовал капитан Егоров, вытекала за своим лидером. Погода в тот день была хорошая, видимость в пределах нормы. Но экипаж «пешки» умудрился завести всю группу в Таганрог. Как уверяют пилоты, перепутать Таганрог и Ростов с воздуха невозможно. Тем не менее эскадрилья стала заходить на посадку на таганрогский аэродром. Немецких аэропланов в то время на нем не было. Сами немцы никак не ожидали такого и сначала растерялись. Но после немецкие зенитчики открыли пламя и сбили три истребителя. Советские пилоты поняли, что они ошиблись и стали уходить. В результате лидер Пе-2 и четыре истребителя Як-1Б смогли вернуться на свою территорию и благополучно присели. Но три советских истребителя во главе с командиром эскадрильи успели совершить посадку.

После того как советские самолеты остановились, к ним кинулись немецкие солдаты. Командир эскадрильи, капитан Егоров, выбрался из самолета и стал отстреливаться из пистолета, но был убит. Еще один пилот, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Единархов, погиб в самолете, который немцы стали обстреливать и подожгли. Старший сержант Горбачев был взят в плен. Он перешел на службу немцев и служил в так именуемой авиации Русской Освободительной Армии (запрещена в РФ) Власова. Погиб в авиакатастрофе.

В плен попал тогда и еще один советский пилот, старший сержант Добытеев. Его самолет был сбит над летным полем, но он смог выброситься с парашютом. Сутки прятался от немцев, и все же был подхвачен. В 1945 году освобожден из концлагеря.

Пилоты двух других истребителей, которые были подбиты немецкими зенитками, старшие сержанты Богатырев и Грабельников погибли, сгорев совместно со своими машинами. Как оказалось, был еще один погибший. В самолете Грабельникова в заднем отсеке во время перелета находился механик, техник-лейтенант Кондрахин.

Немцам пришёлся исправным новейший советский истребитель Як-1Б. Когда об этом стало известно, была отправлена четверка «Аэрокобр» под командованием А. И. Покрышкина с распоряжением найти и уничтожить самолет. Но обнаружить захваченный Як не удалось. Пилота и штурмана Пе-2, действия которых привели к трагедии, отдали под трибунал.

Немцы оценили мужество советских пилотов и похоронили капитана Алексея Егорова и старшего лейтенанта Ивана Единархова на городском кладбище с воинскими почестями. Их могилу и сейчас можно отыскать на старом кладбище Таганрога.


«Роковая промах»: как в 1943 году советские летчики перепутали города