России необходим новый Косыгин!
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
России необходим новый Косыгин!
России необходим новый Косыгин!

России нужен новый Косыгин!

Как известно, эффективность и социалистической, и капиталистической экономик определяется в основном двумя факторами: присутствием и качеством производственных мощностей (капитала), а также количественным и качественным составом трудовых ресурсов (труд).

На сегодня в России уложилось преступное (иначе и не назвать) расслоение общества на безмерно богатых и беспросветно бедных. Реальные доходы населения несколько заключительных лет регулярно падают, увеличивается число граждан, проживающих ниже черты бедности. В 2016 году число бедных перевалило за 22 млн. человек или превысило 16% народонаселения страны.

Существующая социально-экономическая модель «заточена» на то, чтобы бедные становились беднее, а богатые – богаче. Средний доход 10% самых состоятельных граждан больше среднего дохода 10% самых бедных в 15,6 раза. И это по официальным данным Росстата. Фактически же децильный коэффициент немало 20 единиц. Во времена СССР он составлял 3 единицы, в развитых странах Запада – 5.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц вывел закономерность: если коэффициент имущественного неравенства (децильный коэффициент) в пределах 5 колов – в обществе наблюдается социальная стабильность, при коэффициенте порядка 10 единиц создается предреволюционная ситуация, при 15 и более – общество становится инертным, безынициативным, и любые реформы осуждены на провал. Как указано ранее, в России даже по официальным данным коэффициент имущественного неравенства составляет 15,6.

Не надо быть лауреатом Нобелевской премии чтобы постичь, что без заинтересованности трудящихся в результатах намеченных Правительством реформ, их эффективность будет близка к нулю. И в то же время в отечественной, не столь отдаленной истории, бывальщины весьма успешные эксперименты в реформировании экономики. В качестве примера можно привести реформы Алексея Николаевича Косыгина половины 60-х годов прошлого столетия. С одной стороны, эти реформы и в настоящее время могли бы быть практическим пособием в случае, если руководство края решится на проведение структурных реформ в социально-экономической системе России. С другой стороны, хотелось бы возродить память о крупном государственном деятеле, какой несправедливо, на наш взгляд, находится в забвении.

Будучи Председателем Совета Министров СССР, Алексей Николаевич прекрасно осознавал, что энтузиазм первых пятилеток истощился. Страх народа перед репрессиями исчез. Жить по-старому больше было нельзя. Требовались новые рычаги, обеспечивающие стабильный рост экономики СССР. Совсем объективно А.Н. Косыгин посчитал, что такими рычагами повышения производительности труда могла стать заинтересованность трудовых коллективов в итогах своей работы через определенное участие в доходах и максимально возможная в условиях социализма свобода для коллективов и их руководителей.

И ныне России необходимы структурные реформы социально-экономической модели, крайне неэффективно работающей в настоящее время. В 60-х годах прошлого столетия такая же проблема поднялась перед руководством СССР. Аналогия ситуаций вынуждает осмыслить, что представляли собой реформы А.Н. Косыгина, в чем заключалась их эффективность, отчего они не получили развития, и почему даже сегодня в новых условиях этот эксперимент в реформировании социально-экономической системы мог бы принести порядочный эффект.

Пожалуй, не так много осталось директоров предприятий, принимавших участие в экспериментальном внедрении косыгинских реформ. Возможно, у общественности потребует интерес опыт одного из таких руководителей, с целью понимания сути этих реформ и возможной их полезности в современных условиях.

В 1966 году, после завершения института в Ленинграде, один из авторов данной статьи получил направление в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР в г. Ригу на место старшего инженера-руководителя группы номенклатурного планирования. Видимо, группа неплохо справлялась со своими обязанностями, так как в феврале 1967 года молодому специалисту предложили место директора одного из рижских автопредприятий. О том, что это предприятие далеко не из лучших было известно, но не предполагалось, что до такой степени. Из 250 автомашин 50 стояли без водителей и разукомплектованными, катастрофически не хватало слесарей и другого обслуживающего персонала. Пришлось договариваться с лечебно-трудовым профилакторием, где принудительно врачевали алкозависимых. Среди пациентов профилактория были как автослесари, так и другие специалисты, просто необходимые тогда предприятию. Их ежедневно привозили за 30 километров на труд.

К сожалению, в то время студентам читали лекции по многим, в том числе общественным дисциплинам, но совершенно не учили основам управления коллективами. Доводилось все делать интуитивно и, в первую очередь, встала задача наведения элементарного порядка на производственной базе.

>