Русских лишают статуса первооткрывателей Антарктиды
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

200 лет назад, в июле 1819 года, из Кронштадта к берегам Антарктиды отправилась Первая русская антарктическая экспедиция. Русские моряки сделались первооткрывателями Антарктиды, последнего, шестого континента. Этот подвиг совершили экипажи шлюпов «Восток» и «Мирный» во главе с их командирами Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. Ныне у русских желают отнять статус первооткрывателей Антарктиды. Это связно с тем, что на Западе желают присвоить огромные богатства ледяного континента.

Русских лишают статуса первооткрывателей Антарктиды

Неизвестная Полуденная земля

Успех русской антарктической экспедиции не был случайным. Русские моряки отправлялись на юг, чтобы поставить точку в длительном препирательстве о существовании Неизвестной Южной земли (Terra Australia Incognita). Ещё полвека с лишним до отправки экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева великий русский учёный Михаил Ломоносов обосновывал существование Незнакомой Южной земли наличием айсбергов. В работе 1761 года «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» Ломоносов помечал, что наличие «падунов» (айсбергов) однозначно говорит о расположенных поблизости берегах, от которых открываются огромные ледяные глыбы. И раз в полуденных широтах таких глыб-падунов встречается намного больше, чем в северных, то можно предположить, что там расположена Неизвестная Южная земля.

Нынешняя наука подтвердила предположение Ломоносова. Но тогда её доказать было нельзя, у ломоносовской теории были сторонники и противники. Так, в 1772-1775 гг. британец Джеймс Кук совершил второе кругосветное путешествие, надеясь найти загадочный континент с целью его колонизации. В итоге Кук сделал вывод, что если земля в рослых южных широтах и есть, то она совершенно недосягаема и непригодна для освоения. Авторитет английского исследователя был настолько высок, что в течение нескольких десятилетий полярных экспедиций не предпринимали.

Однако многие русские моряки не разделяли суждение британцев. В начале XIX века русский флот приступил к масштабным исследованиям Мирового океана. Так, Крузенштерн предложил проект кругосветного странствия. Его поддержали канцлер граф Румянцев и адмирал Мордвинов, добившиеся разрешение государя на осуществление проекта. В 1803-1806 гг. корабли «Чаяние» и «Нева» под командованием Крузенштерна и Лисянского осуществили первое русское кругосветное плавание. Удачный поход этой экспедиции сделался большим шагом нашего флота. С этого времени начались регулярный рейсы наших торговых судов и военных кораблей в Русскую Америку и на Далекий Восток, и другие океанские плаванья.

Головнин на шлюпе «Диана» в 1811 г. изучил Курильские острова. В 1815 – 1818 гг. кругосветное странствие совершил бриг «Рюрик» под командованием лейтенанта Коцебу. Экспедиция не смогла открыть проход из Тихого океана в Атлантический, но сделала несколько иных важных открытий. За Беринговым проливом был осмотрен обширный залив у берегов Америки, названный Зундом Коцебу. Также в Негромком океане, в восточной части Каролинского архипелага, было открыто несколько групп островов.

Русских лишают статуса первооткрывателей Антарктиды
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов отворённой ими Антарктиды в январе 1820 года. М. М. Семенов

Русские исследователи, Крузенштерн, Коцебу, Головнин и др., выдвинули идею изучения полуденных приполярных широт. В начале 1819 года эту мысль поддержал морской министр Иван де Траверсе. В феврале 1819 года был подмахнут высочайший указ о формировании полярных экспедиций. Было составлено два отряда («дивизии»). Первый отправлялся вокруг Полуденной Америки для изучения «Южного океана» — морей вокруг Неизвестной Южной земли. Второй отряд должен был обогнуть Африку, Азию, миновать Беринговым проливом и найти путь к северу от Канады. В первую дивизию вошли шлюп «Восток» и транспорт «Ладога» (запоздалее переименованный в «Мирный»). Их командирами стали капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. В состав другой дивизии были назначены корвет «Открытие» и транспорт «Благонамеренный». Ими командовали капитан-лейтенант Михаил Васильев и лейтенант Глеб Шишмарев.

«Восход» и «Мирный»

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был классическим командиром русского флота. Закончил Морской кадетский корпус в 1797 году, до 1803 года ходил на кораблях Ревельской эскадры. В 1803 году сделался участником первой русской кругосветной экспедиции. Ходил на шлюпе «Надежда» под началом Крузенштерна. Беллинсгаузен выполнял все морские и географические карты, какие вошли в итоговый отсчёт экспедиции. По окончанию похода получил звание капитана-лейтенанта. Командовал корветом «Мельпомена» на Балтике, фрегатами «Минерва» и «Флора» на Черноволосом море. В начале 1819 года как опытный гидрограф получил задание определить географическое положение всех приметных пунктов и мысов на Черном море. Однако выполнить эту ответственное задание не успел, его вызвали в столицу, Беллинсгаузен принял шлюп «Восход» и стал начальником первого отряда полярной экспедиции.

Михаил Петрович Лазарев учился в Морском корпусе, среди лучших учеников в 1803 г. был послан на практику в Англию, на военный флот. Пять лет ходил на кораблях в Атлантике и Средиземном море. Участвовал в войне со Швецией и Францией. В 1813 году 25-летний лейтенант Лазарев сделался командиром фрегата «Суворов», который принадлежал Российско-американской компании (РАК), и совершил второе русское кругосветное плавание (оно длилось до 1816 г.). Основной целью похода было налаживание регулярного сообщения между Россией и Русской Америкой. Лазарев четыре года пробыл в океане, побывал в Европе, у берегов обеих Америк и Австралии, четырежды пересёк экватор и глянцевито выполнил все поручения как РАК, так и военного командования. Он открыл пять необитаемых атоллов и назвал их островами Суворова.

Таким образом, командирами Первой русской антарктической экспедиции бывальщины два опытных моряка, имевших огромный опыт. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву не только начать поход вместе, но также и завершить. Они не разу не утеряли из виду корабли друг друга. Для того времени это было большое достижение: обычно корабли, которые шли одним отрядом, возвращались домой по отдельности. Успех русских моряков был тем вяще, если вспомнить насколько разными по своим мореходным качествам были корабли, направленные в поход.

Парусный военный шлюп «Восход», спущенный на воду в 1818 году на Охтинской судоверфи в Петербурге, был одного типа, что и шлюп «Камчатка», на котором в 1817-1819 гг. Головнин свершил новое кругосветное путешествие. В Морском министерстве считали, что это идеальный корабль для кругосветного путешествия. Поэтому возражения моряков по предлогу пригодности «Востока» к путешествию к полярному походу в расчёт не приняли. Кроме того, экспедицию готовили в весьма короткие сроки – пять месяцев. Поре на замену корабля уже не было. В итоге шлюп «Восток» отличался хорошими мореходными качествами, был быстрым, но тесным, плохо выносил шторма и хождение во льдах.

Транспорт «Ладога», который перед походом зачислили в военный флот и нарекли «Мирным», был лучше подготовлен к походу в условиях Антарктиды. Его строили в 1818 году на Олонецкой верфи как ледоходный транспорт. Чтобы ускорить начин экспедиции решили строить не новое судно, а использовать «Ладогу». Поэтому судно изначально обладало многими полезными качествами: концентрированной конструкцией и невысоким рангоутом, что позволяло лучше переносить шторма и не перегружать судно в условиях обледенения. Когда «Мирный» установили в экспедицию, Лазарев лично руководил его доработкой. В Кронштадте корабль оснастили второй обшивкой, обили медью подводную доля, заменили часть элементов конструкции и управления из сосны на дубовые, более крепкие. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льда и т. д. В итоге корабль получилось очень прочным и устойчивым, но серьёзно уступало в быстроходности «Востоку». Кораблю под началом Беллинсгаузена во время похода не раз доводилось ждать «Мирный». Однако у самой Антарктиды преимущества «Мирного» были очевидны.

Русских лишают статуса первооткрывателей Антарктиды
Руководители экспедиции Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Ключ: https://ru.wikipedia.org

Первооткрыватели

В начале ноября 1819 г. русская экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. В середине декабря «Восток» и «Миролюбивый» подошли к острову Южная Георгия, до этого бегло осмотренного экспедицией Кука. Начались географические открытия, и на картах показались имена участников экспедиций и известных соотечественников. Так, были открыты мысы Парядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского, острова Лескова, Торсона (переименован в о. Рослый) и Завадовского. Затем русские корабли направились к Земле Сандвича, названной так Куком, который принял ряд небольших островов за мысы одной земли. Почитая великого моряка, самый большой остров назвали его именем, а другие острова Южными Сандвичевыми.

16 (28) января 1820 года русские моряки впервые пришлись к шестому континенту. Беллинсгаузен и Лазарев решили задачу, которую Кук считал неразрешимой. Русская антарктическая экспедиция оправдала все возложенные на неё чаяния. Русские моряки на небольших кораблях совершили кругосветное путешествие, побывали в местах, которые еще не посещались другими судами. Лишь через сто с лишним лет здесь снова побывали люди – норвежские китобои.

В результате за время похода, который продолжался 751 день, «Восход» и «Мирный» провели в море 527, из которых 122 дня плавали южнее 60-й параллели, в том числе 100 дней — во льдах. Русские мореходы четырежды достигали берегов Антарктиды, отворили 29 островов, многим из которых дали имена участников экспедиции и русских императоров — земля Александра I, остров Петра I, острова Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона, остров Восход. Они сумели составить подробные карты ранее открытых мест, которыми моряки всего мира пользовались ещё целый век. И самое основное, первая русская антарктическая экспедиция открыла Неизвестную Южную землю — Антарктиду. При этом экспедиция, проходившая в самых сложных условиях, умудрилась за всё это пора потерять все трёх человек (один матрос умер от болезни, двое погибли во время штормов). Это был удивительный для того поре случай!

Территориальные претензии

Поскольку Южный материк долгое время не представлял интереса в экономическом отношении, то вопрос первенства в открытии шестого континента длинное время носил только узконаучный характер. В начале XX века в связи с развитием науки и техники (появилась возможность домовитого освоения), военно-стратегическими интересами США и Британии стали стремиться доказать свой приоритет в открытии Южного континента. Так, в Англии наименовали первооткрывателем Антарктиды британского мореплавателя Эдварда Брансфилда, который 30 января 1820 года возможно открыл полуостров Тринити — это нордовая оконечность Антарктического полуострова. В США считают первооткрывателем мореплавателя-промысловика Натаниэля Палмера, который в ноябре 1820 года увидел побережье Антарктического полуострова и в 1821 г. отворил Южные Оркнейские острова.

Ещё до начала Второй мировой войны свои территориальные претензии на территории Южного материка, вводя близлежащие острова, предъявили Англия (она передала часть своих прав своим доминионам – Австралии и Новой Зеландии), Франция, Норвегия, Аргентина, Чили, Германия и Япония. Советская Москва не предъявляла своих притязаний, но оставляла за собой право сделать это на земли, открытые русскими моряками.

После победы СССР в Великой Отечественной брани вопрос о приоритете в открытии Антарктиды стал частью глобального противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Германия и Япония, какие были разгромлены в мировой войне и стали полуколониями США, отказались от своих претензий. В 1959 году был заключён, а в 1961 году вступил в мочь Договор об Антарктике, который закреплял сложившийся статус-кво, запрещающий выдвигать новые претензии и расширять старые. Соглашение позволяло использовать территории шестого континента и акватории полуденнее 60° южной широты в научных целях (считается, что научная деятельность позволяет «застолбить» за собой определенные участки Антарктиды). Домовитая и военная деятельность запрещались.

В нынешнее время, когда Великая победа нашего народа в 1945 году на Западе позабыта и очернена, СССР разрушен, как и Ялтинско-Берлинская система международных отношений, вопрос о принадлежности Антарктиды (как и Арктики) снова на повестке дня. Очевидно, что хозяевам Заката (и Востока – Китая, Японии) интересен Южный континент. Это вопрос военно-политической стратегии, глобального доминирования и ресурсов. Понятно, что западные паразиты не вон запустить свои щупальца в огромные богатства целого материка.

Действия России в этой ситуации заключаются в векторе развития: или мы по-прежнему доля Европы (её «труба»), экономическая, политическая и культурная периферия Запада, или отдельная русская цивилизация, самодержавная и решающая глобальные, внешнеполитические и внутренние проблемы в интересах державы и народа. Если мы по-прежнему часть Европы «от Лиссабона до Владивостока», с господством западного либерализма и «демократии», то Полуденный материк рано или поздно освоят без нас. Про русских первооткрывателей благополучно забудут.

В случае же восстановления русской глобальной и внешней политики в заинтересованностях державы и народа (а не кучки «друзей Запада») необходимо ставить вопрос о том, что Антарктида принадлежит России по праву её первооткрытия. Узурпация этого права иными странами незаконна.

Источник

>