Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Новость опубликована: 07.03.2019

Слились рыцарей ряды, им был на сотни счет,
и всяк разил и нападал, пустив оружье в ход.
Кого же выберет Господь, кому успех пошлет?
Там вы увидать бы могли камней смертельный лет,

Немало порванных кольчуг и рассеченных лат,
И то, как копья и клинки и ранят, и язвят.
И небо в сутолоке стрел подобный имело вид,
Как будто дождик моросил сквозь сотню мелких сит!
(Песнь о крестовом походе против альбигойцев. Лесса 207. Перевод со староокситанского И. Белавина)

В этот регион входит все престарелое королевство Франции к югу от реки Луары и большая часть того, что сейчас известно, как Миди-Пиренеи – крупнейший регион Франции, занимающий площадь вяще некоторых европейских стран, таких как Дания, Швейцария или Нидерланды. В рассматриваемую область входило огромное герцогство Аквитания, меньшее по размерам герцогство Гасконь и масса мелких баронств и маркизатов. К середине XI века здесь сформировалась своя особая культура, свой собственный язык (окситанский) и свои военные традиции.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Миниатюра «Давид и Голиаф» из «Библии Стивена Хардинга», ок.1109-1111 гг. (Библиотека муниципалитета Дижона)

В половине XII века почти весь этот регион, за исключением графства Тулуза, попал под контроль графства Анжу. Генрих, граф Анжуйский, сделался королем Англии Генрихом II, в результате чего большая часть этой территории вскоре стала частью огромной Анжуйской империи (термин, использующийся кое-какими историками, реально она так не называлась), простирающейся от Шотландии и вплоть до испанской границы. Понятно, что французская монархия чувствовала себя попросту обязанной разрушить это государство в государстве, хотя его большая часть в феодально-правовом отношении теоретически и подчинялась французской короне. Между 1180 годом и начином Столетней войны в 1337 году королям Франции удалось сократить территорию южной Франции, которую контролировали английские государи, до южной части графства Сентонж, входившего в герцогство Аквитания, вместе с которой оно в 1154 году стало владением Англии, и западной Гаскони.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Барельеф с изображением воюющих всадников (Церковь Св. Мартина, Вомекур-сюр-Мадон, кантон Шарм, округ Эпиналь, Вогезы, Гранд-Эст, Франция)

Опять-таки следует помнить, что собственно юг Франции, и прежде всего графство Тулуза, длительное время являлись оплотом альбигойцев, что привело к крестовому походу (1209 – 1229), по сути дела воображавшего собой войну отсталого в культурном отношении Севера против более развитого Юга. Итогом ее стало взаимопроникновение культур: так, так, творчество трубадуров проникло в северные районы Франции, а вот на юге произошло значительное усилилось военное влияние Севера.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Милиты Нордовой Франции. Рис. Ангуса МакБрайда.

Далее, можно сказать, что Франции не слишком повезло в эпоху Средних веков, потому что кто лишь на нее в это время не нападал. Начнем с VIII века и… пальцев не хватит загибать, чтобы пересчитать всех, кто вторгался на ее территорию. В 732 году арабы ворвались во Францию и дошли до Тура. В 843 году, согласно Верденскому договору, Франкское государство было разделено на части: Срединную, Восточную и Западную. Париж сделался столицей Западно-Франкского королевства, а уже в 845 году его осадили, а затем и разграбили викинги. В 885—886 годах они опять его осадили. Истина, на этот раз Париж удалось отстоять. Впрочем, викинги хотя и ушли, но лишь после того, как им заплатили 700 ливров серебра или… 280 кг! В 911,913,934,954 гг. центральные зоны подвергались сокрушительным набегам венгров. На Юг Франции они вторгались в 924 и 935 гг.

То есть бывшей империи Каролингов угрожали викинги с норда, мадьяры с востока и арабы с юга! То есть французскому королевству до 1050 года пришлось фактически развиваться в кольце врагов, не сообщая уже о войнах внутренних, вызванных таким явлением, как феодальная раздробленность.

Отразить все эти удары могла только рыцарская конница. И она во Франции показалась, что подтверждает и всем известная «вышивка из Байё», и многочисленные миниатюры из манускриптов, ну и, разумеется, эффигии, которых во Франции было не меньше, если не вяще, чем в соседней Англии. Но здесь уже говорилось о том, что многие из них пострадали в годы Великой Французской революции. Тем не менее и того, что так или иначе сохранилось до наших дней, вполне хватает, чтобы восстановить тяни ход тех изменений, которые всадническое вооружение рыцарей Франции претерпело за «наши» три столетия.

Начнем с того, что отметим: что на миниатюрах и 1066 года, и 1100 – 1111 годов, то кушать примерно полвека спустя, воины изображены практически одинаково. Так, например, Голиаф из «Библии Хардинга» и воины на барельефе в храмы Св. Мартина в деревне Вомекур-сюр-Мадон в Вогезах очень похожи друг на друга. На барельефе воины практически ничем не отличаются от изображенных на «вышивке из Байё». У них аналогичные шлемы и миндалевидные щиты. Уместно, они ничем не отличаются и от традиционных изображений витязей Руси, имеющих точно такие же шлемы и миндалевидные или «змеевидные» (так принято именовать их в англоязычной историографии) щиты!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Воин с заглавной буквы французского манускрипта «Комментарии к псалмам» 1150-1200 гг. (Библиотека Университета Монпелье, Монпелье, Франция)

Однако уже в 1150 – 1200 гг. французские бойцы были одеты в кольчуги с ног до головы, то есть в кольчужный хауберг с приплетенными кольчужными рукавицами, хотя сначала рукава кольчуг достигали лишь локтя. «Гобелен из Байё» показывает нам представителей знати, имеющих кольчужные полосы на ногах, завязанные сзади шнурками или ремешками. Основная масса бойцов этой защиты ног не имеет. Но теперь практически все воины на миниатюрах показаны одетыми в шоссы, сплетенные из кольчуги. Поверх кольчуги они уже носят сюрко. Каплевидный щит за 100 лет обратился в треугольный с плоской верхней частью.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Крестоносец из «Иллюстрированной Библии» — манускрипта 1190-1200 гг. (Королевская национальная библиотека Нидерландов, Гаага). Обращает на себя внимание устаревшая к этому поре защита ног, которую можно увидеть еще на «вышивке из Байё».

Шлемы также изменили свою форму. Появились шлемы в облике купола с наносником, а у шлемов с острием на макушке его стали делать загибающимся вперед. Правда, обратившись к рисункам «Винчестерской Библии» (1165-1170), мы приметим, что, хотя длина кольчуг осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря визуально сильно изменилась, поскольку показалась мода носить их поверх длинных кафтанов с полами до лодыжек, и к тому же ярких цветов! То есть прогресс в вооружении пункт имел, безусловно, однако был очень медленным.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Воины Франции первой половины XII в. Рис. Ангуса МакБрайда.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Кольчуга, изготовленная пензенским искусником А. Давыдовым по найденным на Золотаревском городище фрагментам кольчуги, то есть относящаяся к 1236 году. На ее изготовление пошло ровно 23300 перстней. Внешний диаметр — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Вес кольчуги 9,6 кг. Все кольца соединены посредством клепки.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Единоборство между рыцарями. Фреска, ок.1232-1266 гг. (Башня Ферранде, Перн-ле-Фонтен, Франция). Здесь, как мы видим, уже присутствуют и конские попоны, и, что особенно значительно, кованные наколенники. Ну, и конечно, очень хорошо показано, что удар копья в шею, пусть даже и защищенную кольчугой, был неотразим.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Французские рыцари эпохи Альбигойский браней и вождь северных крестоносцев, Симон де Монфор, убитый из камнемета при осаде Тулузы. Рис. Ангуса МакБрайда. Бросаются в глаза раскрашенные шлемы (краска наносилась, чтобы защитить их от ржавчины), стеганая поддоспешная платье и такие же наколенники.

Начало XIII в. ознаменовалось рядом существенных усовершенствований рыцарских доспехов. Так, щиты стали еще меньше, кольчуга сейчас покрывала все тело воина, но для защиты коленей начинают использовать стеганые «трубы» с выпуклой кованой «чашкой». Хотя опять-таки вначале носят их не все. Но исподволь новинка входит в повсеместное употребление.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Каркассонская эффигия. Общий вид.

В замке Каркассон находится безымянная эффигия XIII столетия, доставленная туда из расположенного неподалеку аббатства Ла-Грасс и которая, несмотря на нанесенные ей повреждения, очень наглядно демонстрирует нам наиболее типические изменения в вооружении рыцарей этого столетия. На ней мы видим сюрко, причем с двумя гербами, вышитыми на груди. Причем, это не герб семейства Транкавелей. На нем твердыня с одной башней и кайма. Известно, что с того момента, как Роберт I Анжуйский во Франции «изобрел» кайму, она немедленно разошлась по всей Европе, причем в самых различных вариациях, подражаниях и имитациях, а в Испании имела особый успех. Во Франции же ее сделались использовать для бризуры (видоизменения) герба и включать в герб третьих сыновей. То есть это либо герб какого-то испанского рыцаря или же французского, но третьего сына, какого-то довольно владетельного сеньора. Выяснить это важно по одной простой причине. Мы знаем примерное время смерти хозяина эффигии и… видим его доспехи. На нем кольчужный хауберк, но ноги ниже колен закрывают анатомические поножи и специфические для Испании сабатоны из пластинок. В то время такие доспехи могли носить лишь весьма состоятельные люди, так как они не были размашисто распространены. Да и сама эффигия очень велика (см. фото), а чем не больше скульптура, тем она, естественно… дороже!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Сюрко с гербами и кольчужный капюшон с специфическим клапаном. Замок Каркассон.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Ноги каркассонской эффигии. Хороши видны петли на створках ножных лат и заклепки на пластинках сабатонов.

Уместно, о том, что какое-то время среди рыцарей существовала мода на изображение гербов на груди сюрко. Дэвид Николь в своей книжке «Французская армия в Столетней войне» привел фотографию эффигии сеньора замка Брамевак первой половины XIV века как образчик доспехов устаревшего образца, сохранявшихся в то время в удаленных уголках Южной Франции. На ней мы видим даже сразу три герба: большенный на груди и два герба на рукавах.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Эффигия сеньора Брамевака. Одна из гробниц монастыря собора Нотр-Дам, Сен-Бертран-де-Коменж, Верхняя Гаронна, Франция.

Необыкновенно ценным иллюминированным источником информации по военному делу XIII века является «Библия Мациевского (или «Библия крестоносца»), созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого где-то в 1240-1250 гг. На ее миниатюрах представлены рыцари и пехотинцы, вооруженные именно в характерные для этого времени доспехи для Франции, принадлежавшее к королевскому домену. Ведь тот, кто ее иллюстрировал, попросту не мог находиться где-то вдали от короля, ее заказчика. И видимо он очень хорошо разбирался во всех тонкостях военного ремесла. Однако на ее миниатюрах конники в латных поножах отсутствуют. Отсюда позволительно сделать вывод, что на Юге Франции они уже были, а вот на ее Севере – в это время еще нет!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Сцена из «Библии Мациевского» (Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк). Обращает на себя внимание центральная фигура. Тяжело сказать, какой библейский сюжет лег в основу этой миниатюры, но показательно, что свой «большой шлем» он держит в руке. Видимо в нем ему не чересчур удобно. Характерны изображенные на миниатюре раны – наполовину отрубленная рука, разрубленный ударом меча шлем, ранение кинжалом в лик.

В то же время, если мы посмотрим на ряд эффигий начала XIV века, в том числе эффигию Роберта II Благородного, графа д’Артуа (1250 —1302), павшего в битве при Куртрэ, то нетрудно приметить, что поножи на ногах у него уже присутствуют. То есть в начале XIV века они вошли в обиход рыцарства уже повсеместно, не только на Юге, но и на Севере.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Эффигия Роберта II Великодушного, графа д’Артуа. (Базилика Сен-Дени, Париж)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Еще одна эффигия с латными прикрытиями ног и сабатонами из кольчуги. (Собор Корбей-Эссон, Эссон, Франция)

На этой же эффигии неплохо сохранились кольчужные рукавицы. Очевидно, что они приплетались непосредственно к рукавам. Однако на ладонях были сделаны прорези, позволявшие их снимать. Вот лишь интересно, затягивались они какими-нибудь шнурками или же нет, ведь в противном случае в горячке боя такая рукавица могла соскользнуть с руки в самый неподходящий момент.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Длани эффигии из собора в Корбей-Эссон. Фото крупным планом.

Сохранился любопытный документ, который был написал незадолго до начала Столетней брани и где был последовательно описан процесс облачения французского рыцаря в доспехи. Так, сначала рыцарю следовало надеть свободную рубаху навыпуск и… расчесать свои волосы.

Затем надвигалась очередь чулок и кожаной обуви. Затем следовало надеть на себя набедренники и наколенники из железа либо из «вареной кожи», стеганую куртку-акетон и кольчугу с капюшоном. Поверх нее надевался панцирь, вылитый на пончо из нашитых на ткань металлических пластин и закрывавший горло латный воротник. Все это скрывалось кафтаном-сюрко с вышитым на нем гербом рыцаря. На длани следовало надеть латные рукавицы, сделанные из пластинок китового уса, а через плечо перевязь для меча. Только после этого он, наконец, натягивал тяжелый шлем или же более легкий бацинет с забралом или без него. Щитом в то время пользовались уже достаточно редко.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Оригинальный шлем шапель из перекрывающихся полос металла мы видим в «Хронике Бадуана д’Авесна», ок.1275-1299 гг. (Муниципальная медиатека Арраса, Франция). Рыцари вряд ли носили такие вот эрзацы, а вот для городского ополчения этот шлем был в самый раз.

Вооружение и доспехи бойца городского ополчения сильно различалось своим качеством. Более того, поскольку оружие ополченцам часто закупал городской магистрат, то оно нередко использовались даже не одним, а несколькими поколениями бойцов. Оружие чаще всего закупалось, но деревянные щиты обычно делались на месте, это было не слишком трудным делом. Как правило, у арбалетчиков бывальщины более полные доспехи, чем у лучников, поскольку при осаде замка или города именно они участвовали в перестрелках с их защитниками, которые также вели пламя из арбалетов. Сохранился, например, список снаряжения, которое получил арбалетчик по имени Жеран Кеснель из арсенала Кло де Гале в Руане в 1340 году. Сообразно ему Жеран выдали панцирь, корсет, вероятнее всего кольчужный, который нужно было носить под панцирем, наручи и вдобавок еще и латный воротник.

Этот же арсенал Кло де Гале в Руане изготавливал доспехи, осадные машины, корабли, хотя лучшие по своему качеству арбалеты все же поступали из Тулузы. К началу Столетней брани в этом городе могли производить покрытые шелком и подбитые тканью гамбезоны, пластинчатые доспехи для воинов и их коней, бацинеты, шлемы-капелины с полями, военные рукавицы и разнообразные щиты (либо белые, либо раскрашенные в цвета герба Франции и украшенные изображениями золотых лилий). Тут производились кинжалы, копья, дротики-дарды, нормандские секиры, известные в Англии как датские топоры, арбалеты и спусковые механизмы арбалетов, а к ним в огромном числе арбалетные болты, которые укладывались партиями в обитые металлом ящики. Кстати, и первое упоминание об испытании доспехов во Франции отыщи также в документе из Руана, относящемся к 1340 г.

В ходе Столетней войны ассортимент доспехов, которые выпускались в Кло де Гале, пополнили образчики доспехов, позаимствованные из стран. Например, здесь наладили производство генуэзских панцирей, покрытых холстом, и бацинетов, а также латных воротников, упоминаемые в документе 1347 г. Кольчуга в это пора понемногу утратила свои рукавицы и капюшон, а ее рукава и подол все время укорачивались, пока она не превратилась в короткий хаубергон. Ранние варианты кирасы, как сейчас почитается, выделывались из «вареной кожи», а также, судя по некоторым эффигиям – полос металла, заходящих одна на другую. Многие доспехи имели тканевое покрытие, желая, например, французский документ 1337 г. сообщает о панцире без тканевого покрытия, но зато имевшего кожаную подкладку. То есть в рыцарском обиходе в то пора были и такие!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Ричард де Жокорт — эффигия 1340 года – (Аббатство Сен-Сен-л’Аббе, Кот д’Ор, Франция)

Первоначально защитное вооружение для рук и ног мастерили из полос твердой кожи и металла. Так, в 1340 г. в Кло де Гале упоминаются наручи из пластин. Подбородник-бевор, усиливавший кольчужную бармицу, сходившую на плечи с бацинета, получил распространение с 1330-х гг., а к 1337 году относится одно из первых французских упоминаний, касающееся латного воротника. Вящие шлемы, изготовленные в этом арсенале, почему-то перечислялись среди… корабельного снаряжения. Ну, а первый бацинет, который был здесь изготовлен, выпустили в 1336 году, причем это могли быть и несложные полусферические шлемы-подшлемники (носившиеся вместе с «большим шлемом») и шлемы, имеющие подвижное забрало, которое при необходимости можно было снимать. Также изучение французских эффигий демонстрирует, что полностью металлические сабатоны здесь появились значительно раньше, чем в других странах Европы, а именно уже к 1340 году!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Рисунок Ангуса МакБрайда как раз и изображает рыцаря в таком вот амуниции.

Вопрос опознавания рыцарями друг друга на полое боя, видимо, уже тогда имел большое значение. И тут мы явно видим по крайней мере два «эксперимента» в этой районы. Сначала гербы вышивались (или нашивались на одежду), но в первой четверти XIV века их стали изображать на эллетах – наплечных пластинах из картона, «вареной кожи» или фанеры, обшитых цветной материалом. Очевидно, что жесткая основа позволяла лучше рассмотреть герб, да и кровью он, возможно, заливался меньше, чем если он был вышит на сюрко на бюсты. Причем они могли быть и круглыми, и квадратными, и даже в форме… сердца!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Французские рыцари на миниатюре из манускрипта «Моралии Овидия», 1330 г. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Таким манером можно сделать вывод, что южные и центральные районы Франции сыграли важную роль в развитии рыцарского вооружения с 1050 по 1350 г. Тут опробовались многие новшества и вводились в практику массового использования. Однако, даже в годы Столетней войны французское рыцарство все еще носило кольчуги, не отстаивавшие по-настоящему от стрел луков и арбалетов, только ноги у них получили прикрытие в виде анатомических поножей и наколенников, но на защищенность в бою на дистанции такое усовершенствование никак не влияло. Именно из-за недостаточной защищенности своих всадников французы проиграли и битву при Креси в 1346 году, и битву при Пуатье в 1356-ом…

Использованная литература:
1. Nicolle, D. French medieval armies 1000-1300. L.: Osprey Publishing (Men-at-arms series № 231), 1991.
2. Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
3. DeVries, K. Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century. Woodbridge, UK: Boydell Press, 1996.
4. Curry, А. The Hundred Years’ War 1337-1453. Оxford, Osprey Publishing (Essential Histories 19), 2002.
5. Nicolle, D. Crecy, 1346: Triumph of the Black Prince, Osprey Publishing (Campaign №71), 2000.
6. Nicolle, D. Poitiers 1356: The Capture of a King, Osprey Publishing (Campaign №138), 2004.
7. Николле, Д. Французская армия в Столетней брани/ Пер. с англ. Н.А.Феногенов. М.: ООО «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2004.

Продолжение следует…

Источник

Материал полезен?