Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера

Новость опубликована: 13.05.2019

Кто желает жизнь сберечь свою,
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за Господа Христа.

Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто запрятывается в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает Бог в раю.
Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевича)

Не важно, как и почему, но вышло так, что в 1099 году западноевропейские рыцари очутились на Восходе (Нижних землях, Аутремере, как тогда говорили), где создали свои государства. Их было много и занимали они довольно обширную территорию в Сирии и Палестине, на Кипре (после его завоевания английским Ричардом I) и в Латинской империи со столицей в Константинополе после 1204 года, а также у ее преемников в Греции. Ну а завязалась история государств крестоносцев в Сирии, Палестине и Ливане с прибытия участников первого крестового похода на Ближний Восток в 1098 г. Был у нее и крышка, который ознаменовался падением Акры и прибрежных городов, удерживаемых крестоносцами в 1291 г., хотя тамплиеры владели прибрежным островом Арвад еще до 1303 года. Латинская империя просуществовала с 1204 по 1261 год, но княжества крестоносцев на юге Греции сохранялись до XV столетия. А королевство Кипр было аннексировано Венецией лишь в 1489 году.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Крестоносцы у стен Антиохии. «История Гуэльмо де Тира» (Уильяма Тирского), Акра, 1275-1300 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Пески, жар и мусульмане…

Небольшие размеры, враждебное окружение нехристиан, непривычный климат — все это сделало государства крестоносцев в достаточной степени ранимыми, за исключением разве что острова Кипр. И понятно, что эта уязвимость просто не могла не оказать влияния на их военное дело. Начнем с того, что была, например, проблема нехватки лошадей. Она была явной в первые годы и оставалась источником слабости рыцарства «Нижней земли» и запоздалее. Казалось бы, рядом была Аравия, все мамлюки ездили на прекрасных скакунах, добыть которых было не так уж и трудно, но… эти лошади не подходили для тяжеловооруженной рыцарской конницы, а тяжелые крупные кони из Европы мало того, что были очень дороги из-за их транспортирования морем, еще и не выдерживали местного климата. Не хватало и просто воинов, хотя крестоносцы, вполне возможно, и сильно переоценивали численность своих исламских противников. С иной стороны, проблема «кадров» особенно обострилась после создания государств крестоносцев в Греции в 1204 году, когда большенное количество рыцарей из Сирии и Палестины отправились туда.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Рыцари Аутремера. «История Аутремера», Иерусалим, 1287 г. (Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер, Франция)

Когда черпать очень полезно

Тактика крестоносцев и их военная организация были хорошо изучены, хотя большее внимание традиционно уделялось первому этапу завоевания, чем второму, оборонительному. Тут нужно подчеркнуть жизненно важную роль военных орденов, таких как тамплиеры и госпитальеры, и роль городских военных сообществ. Вообще сообщая, крестоносцы мало чему могли учить воинов восточного Средиземноморья, а вот сами они переняли многое из того, что увидели в Византии, и своих противников магометан. Крестоносцы активно перенимали у них предметы экипировки, хотя это, скорее всего, было лишь традиций использования захваченных трофеев, а отнюдь не сознательным копированием военных достижений противника. Наиболее приметными примерами этого явления были легкая кавалерия, использовавшая копья с тростниковыми или бамбуковыми древками, посаженная на коней пехота (ее использовали для скоростных набегов) и лучники. Заключительные были необходимы для борьбы с вражеской конницей, поскольку именно она была главным противником крестоносных армий на Востоке. До рыцарей собственно здесь наконец-то дошло, что успеха на поле боя можно добиться лишь, используя свои силы комплексно. А если каких-то бойцов им и не хватало, то… последних всегда можно было нанять из местных христиан и даже мусульман иного толка, нежели этот противник!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Рыцари Аутремера сражаются с мусульманами и… играют с ними в шахматы. «История Аутремера», Иерусалим, 1287 г. (Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер, Франция)

Основное — это многослойность

Здесь пришло время рассмотреть, а как вообще одевались рыцари для боя, сражавшиеся в Сирии и Палестине. Ну, прежде всего, как и возложено, и как это делалось в это время везде, рыцари надевал льняное белье – широкие, похожие на современные трусы нижние штаны брэ, достигавшие колен и завязывавшиеся тесемками на ногах и на пояске. Надев брэ, рыцарь облекал ноги в шоссы – крайне любопытный вид средневековой одежды, представлявшие собой отдельные штанины, выкроенные и сшитые таким манером, что они словно чулки плотно обтягивали каждая свою ногу. Привязывали их также к поясу брэ. Поверх шоссов из ткани надевались кольчужные шоссы на подкладке из ювелирной кожи и опять-таки привязывались к поясу. Кольчужная стопа заменяла обувь, хотя случалось и так, что подошва шоссов из кольчуги была кожаная. Порой поверх кольчужных шоссов некоторые модники натягивали еще и шоссы из цветной ткани. Под ними кольчуги было не видно, но тем не немного она там была. Колени стало в обычае защищать кованными чашеобразными наколенниками, крепившимися на стеганые «трубы» из полотна. Иногда они бывальщины короткими. Иногда защищали все бедро до самого верха, подобного доспехам итальянского рыцаря Колаччио Беккаделли.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Воины в чешуйчатых доспехах. «Псалтирь Миллисенды» (обложка, резьба по кости), Иерусалим, 1131-1143 г. (Британская библиотека,Лондон)

Рубаха, тоже льняная или даже шелковая, с завязками на рукавах и шее была свободного покроя. Поверх рубашки под кольчугу надевался стеганый кафтан гамбизон. Волосы на башке убирали под такой же стеганый чепец, защищавший голову от соприкосновения с кольцами кольчужного капюшона. Кольчуга надевалась на гамбизон, кольчужный капюшон – авентайл поверх кольчуги. Порой он имел лицевой клапан, закрывавший нижнюю часть лица, с кожаный подбоем и с завязками, или же крючком, которым он цеплялся авентайл. Благодаря всему этому клапан можно было откинуть и вольно разговаривать. Чтобы зафиксировать цилиндрический шлем топфхельм, на голову надевался кожаный валик, набитый очесами шерсти. Шлем имел замшевую обшивку внутри и «лепестковый упор» внутри для маковки. Все это позволяло прочно зафиксировать шлем на голове, что было важно из-за его узких смотровых щелей. Шлемы часто раскрашивались для защиты от ржавчины.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Амуниция рыцаря 1285 г. Рис. Кристы Хук.

Поскольку в Сирии и Палестине было очень жарко, то здесь вошли в моду шлемы «шапель-де-фер», то кушать «железная шляпа». Причем носили их не только рядовые пехотинцы, но и знатные рыцари. Сюрко гербовой раскраски или же из белого полотна, так же, как и шлемовой намет (своего рода «покрышка» для шлема из материалы) ,также распространились именно здесь, чтобы предотвратить нагрев доспехов на солнце. Бринандина – доспех из металлических пластин, какой надевался поверх кольчуги, также снаружи обшивался тканью, причем нередко довольно дорогой, например, бархатом, поскольку в этом случае она заменяла сюрко. Популярно, что определенное распространение получил и такой доспех, как джосерант или кольчуга из двух слоев кольчужной ткани разного плетения с прослойкой из материалы. Воинами Запада начали использоваться и чисто восточные разработки этого времени – пластинчатые, ламеллярные, панцири, которые заимствовались у византийцев и магометан, а также панцири из металлической чешуи.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Снаряжение рыцаря 1340 г. Рис. Кристы Хук.

Как видите, снаряжение стало значительно более многообразным и богатым. Сюрко украшается вышивкой, кольчужные шоссы закрывают пластинами тисненой кожи, появляются кожаные наплечники и латные перчатки. Непременным оружием становится также кинжал, а показателем богатства – золотые (или хотя бы позолоченные) цепи, идущие к рукояткам кинжала, меча и к шлему. В моду входят шлемы-подшлемники – сервильеры, а сам «большенный шлем» получает поднимающееся кверху забрало. Иной формы становятся клинки мечей и щиты, которые теперь нередко мастерят вогнутыми и снабжают выемкой для копейного древка.

Украшение оружия — мода Востока

Оружие рыцарей Аутремера было многообразным и помимо рыцарского копья включало меч, топор и булаву или шестопер. Рукояти мечей, как и ножны, в это время начинают украшать. Рыцари в этом случае явно копировали моду Востока, где обычай украшения оружия к этому времени давно уже стал традицией. Провожатыми всех этих инноваций, по мнению Д.Николя, были армяне. Их роль случайных союзников и источника наемников для государств-крестоносцев в Сирии очевидна и гораздо значительнее, чем роль любой другой восточно-христианской группы населения.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Навершие меча (аверс) эпохи крестовых походов, найденное на Ближнем Восходе. Неопознанный геральдический щит на задней части диска, вероятно, был знаком его первоначального владельца или дворянской семьи, которой он принадлежал. Лев на аверсе изготовлен открыто позднее. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Навершие меча (реверс)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера
Навершие меча Пьера Моклерка де Дрё (1190–1250), герцога Бретонского и графа Ричмондского. Ок. 1240-1250 гг. Материал: медь, золото, эмаль, железо. Диаметр 6,1 см, толщина 1,2 см), вес 226.8 г. Аверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Увлекательно, что в его гербе в левом верхнем углу сначала изображался горностаевый мех и такой же мех показан на щите его эффигии. Но побывав в крестовом походе и, видимо, пострадав там от жажды, приказал пристроить в герб на навершии меча изображение бурдюков с водой, символизировавших участие в крестовом походе.

Туркопулы — наемники-мусульмане на службе у рыцарей Христа

Но, пожалуй, самыми увлекательными людьми в Аутремере, которые прибывающих из Европы новичков удивляли в государствах крестоносцев больше всего, были туркопулы – мусульманские армии со своим национальным вооружением на службе у христиан. Они не были однородны по своему этническому и религиозному составу, а кроме того вводили в себя как конницу, так и пехоту, лучников и копейщиков, хотя большинство из них, по-видимому, были легкоконными всадниками, использовавших луки в византийском манере или стиле мамлюков Египта. То есть в первом случае они стреляли через головы своих войск, находясь во второй черты рыцарской конницы, а во втором – нападали на врага в качестве застрельщиков, стараясь ложным отступлением подвести его под удар своей тяжкой конницы. Стоит отметить, что туркополы появились при крестоносцах и на Кипре, и на Балканах или в Греции и, возможно, даже в Нормандии после возвращения из Палестины короля-крестоносца Ричарда I.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Knight of Outremer AD 1187-1344. L.: Osprey (Warrior series №18), 1996.
2. Nicolle, D. Saracen Faris 1050-1250 AD. L.: Osprey (Warrior series № 10), 1994.
3. Nicolle D. Knight Hospitaller (1) 1100- 1306. Oxford: Osprey (Warrior series №33), 2001.
4. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1.

Продолжение вытекает…

Источник


Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Аутремера