Рюрик Славянский и Рюрик Ютландский.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Рюрик Славянский и Рюрик Ютландский.
Рюрик Славянский и Рюрик Ютландский.

Рюрик Славянский и Рюрик Ютландский.

Рюрик Славянский.
Руяне (руаны, раны) с VIII столетия были жителями острова Рюген. Название этого острова и славянского племени восходит к германскому этнониму «руги» – так именовались племена, в первых веках нашей эры обитавшие на Скандинавском полуострове, а затем на балтийском побережье, откуда они впоследствии двинулись на юг, стесняемые готами. Остатки ругов на Рюгене сохранялись вплоть до прихода туда славян.

Руяне получили большую известность в ХI столетье, в основном благодаря своим пиратским набегам. Адам Бременский характеризует руян как «храбрейшее славянское племя». Вот как описывает руян и их святилище Гельмольд: «Это бессердечные племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище.

Западнее от лютичей существовали ободриты, которые еще в конце VIII века представляли собой сильный племенной союз. Он включал в себя четыре вящих племени: ободритов, варнов, вагров, полабов. Среди укрепленных центров ободритов упоминается и Рериг (Рерик) – торговый порт на побережье Балтийского моря. По наименованию этого города ободриты, по свидетельству Адама Бременского, именовались также ререгами.

В чешском языке слово raroh используется для обозначения линии птиц семейства соколиных, в польском rarog также означает сокола. Кроме того, «рарог» («рарашек» у чехов и словаков, «рариг» у украинцев) – дух пламени в славянской мифологии, которого представляли в виде огненной птицы, дракона или огненного вихря. Образ славянского рарога, по всей видимости, связан со славянским господом огня Сварогом.

Во франкских анналах под 844 годом сообщается о войне Людовика Немецкого с ободритами. «Ксантенские анналы» так сообщают об этом: «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, прочие же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее»29. В «Фульдских» И «Ксантенских анналах» имя этого «короля» по-латыни передается как Gotzomiuz! или Goztomiuzl. В этом имени легковесно увидеть уже знакомое нам по поздним русским источникам «Гостомысл». Не тот ли это легендарный «новгородский» Гостомысл – на самом деле племенной вождь ободритов?

Благодаря археологическим и лингвистическим изысканиям можно считать установленным, что восточнославянское население севера Руси,
а именно кривичи и, возможно, ильменские словене, появилось в итоге миграции из Висло-Одерского региона Средней Европы. Причины этой миграции, вероятно, связаны с ростом численности населения и изменением климата, случившегося в середине 1 тысячелетия н. э. Как полагал один из ведущих российских археологов В. В. Седов, «основным исходным регионом миграции в севернорусские земли было Посредственнее Повисленье».

Славянский мир Висленского бассейна, по всей видимости, был источником формирования кривичей, причем уже в середине 1 тысячелетия н. э. эта часть славянского народонаселения «оторвалась от основного славянского массива» и «какое-то время проживала изолированно». Свидетельством этому является специфический древненовгородский диалект, какой, согласно исследованиям выдающегося отечественного лингвиста А. А. 3ализняка, настолько отличается от основного древнерусского, что отделился от него еще на раннем, праславянском степени . Источник миграции ильменских
словен не вполне ясен, но также относится к Средне-Европейскому региону.

Рюрик Ютландский.
О Рорике анналы сообщают в 850 году: “Рорик,
по генезису норманн, который во времена императора
Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве
бенефиция город Дорестад”.

Под 855 годом «Бертинские анналы» упоминают о том, что император Лотарь передал Фризию своему сыну Лотарю, а Рорик и Годефрид отправились в Данию с чаянием «завладеть королевской властью». Но попытка успехом не увенчалась. Оба хёвдинга вернулись в Дорестад и овладели большей частью Фрисландии…

К маю 873 года относится заключительнее упоминание о Рорике.
Тогда он стал вассалом Людовика Немецкого, который принял
в Аахене приехавшего к нему «под поручительство» хёвдинга и
взял его под свою воля («Фульдские анналы»).О судьбе Рорика после 873 года ничего не известно. Ясно лишь, что в 882 году его уже не было в живых (или о нем ничего не ведали).

В 890-х годах в Дании правил некий Хельги, по-видимому, последний представитель местной династии, после которого Ютландия очутилась под властью шведских королей. Только в 930-е годы конунг Зеландии Горм Старый вернул эту область под власть датчан, сделавшись основателем единого Датского королевства.

Имена Рорика и Рюрика – это одно и то же имя Hrоerekr, которое состоит из двух основ. Первая доля имени происходит от древнескандинавского слова hго6к, что значит «слава». Вторая часть – rekr (-rikr) представляет собой прилагательное в смысле «могушественный, обладающий властью». Иными словами, имя Рюрик буквально означает “могучий славой”

Синхронность деятельности обоих героев. В 882 году бенефиций Рорика во Фрисландии был отдан Карлом Тучным другому конунгу – Годфриду. Следовательно, Рорика, вероятно, уже не было в живых. В русских летописях Рюрик упоминается только в двух датированных статьях: под 862 годом, где говорится о его приходе на Русь (сквозь два года после смерти братьев он присоединяет их владения к своим и раздает «мужам» города), и под 879 годом, где сообщается о его кончины.

Нет сомнения, что северорусские земли поддерживали определенные связи с Данией и Фрисландией. Археологические находки свидетельствуют, «что уже во второй половине VIII столетия Старая Ладога была вовлечена в сферу не только восточнобалтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию».

По материалам: Пчелов Е.В. Рюрик.

>