Самые крупные воздушные сражения XX столетия

Новость опубликована: 13.08.2018

Самые крупные воздушные сражения XX века

Самые крупные воздушные сражения XX столетия

Значимость боевой авиации и войны в воздухе была доказана историей всех конфликтов XX века. Победа в небе сделалась важнейшим фактором, определяющим итог войны.

Бомбардировки Османской империи (1911-1912)

Самые крупные воздушные сражения XX века

Пока «великие державы» наращивали свое вооружение, коротали военные реформы и готовились к мировой войне, другие европейские страны участвовали в «малых войнах», решая свои локальные задачи. Объединенная Италия и самостоятельная Болгария, два молодых государства, история которых на тот момент насчитывала всего полстолетия, стремились занять достойное место в системе интернациональных отношений. Именно они стали пионерами военной авиации, впервые испытав всю её силу, в первую очередь – психологическую, на Османской империи.

Первой аэропланной флотилией Италии, воевавшей в Ливии на норде Африки, командовал Карло Мария Пиацца. Она состояла всего из 9 самолетов и 11 пилотов. Именно Пиацца был удостоен права впервые в истории использовать собственный самолет «Блерио XI» в военных целях, совершив полет во время сражения 2 октября 1911 года. Через три дня он записал: «В этом сражении, впервые в военной истории, авиаторы зачислили участие в операциях: они кружили над войсками на высоте 1,800 футов, снижались, чтобы передать информацию о смене врагом позиций, своевременными рекомендациями помогали артиллерии достичь более смертоносного эффекта».

А в марте 1912 года Пиацца стал первым, кто использовал агентурную аэрофотосъемку, фотографируя со своего воздушного судна позиции турецкой армии. Первым же бомбометателем стал Джулио Гавотти, 1 ноября 1911 года скинувший четыре гранаты на турецко-арабские позиции у Айн-Зары. Всего за период итало-турецкой войны было совершено более 700 вылетов.
В Болгарии авиация сделалась формироваться под влиянием успеха итальянцев в итало-турецкой войне. В Первой Балканской войне болгарская авиация, состоящая частично из наемных иноземных летчиков, выполняла поначалу разведывательные функции. Но после первой же бомбардировки 14 ноября 1912 года турки подмахнули перемирие. В это время из России были привезены первые авиационные бомбы конструкции инженера Гелгара, весившие от 0,250 до 1, 5 кг. Любой разведывательный полет стал сопровождаться теперь бомбардировкой различных объектов. Всего за период войны на 20 самолетах было свершено 76 боевых вылетов.

 «Кровавый апрель» (1917)

Самые крупные воздушные сражения XX века

На начальном этапе Первой мировой войны летчики использовали в воздушных сражениях личное оружие и гранаты. К началу 1915 года превосходство в воздухе получили государства Антанты, сумевшие установить на борт своих аэропланов пулеметы. Началась самая настоящая гонка воздушных вооружений. Апогея она достигла к началу 1917 года, когда в собственный воздушный парк Германия ввела новые истребители-бипланы Albatros D.II и Albatros D.III. Новое поколение истребителей Антанты SE.5, Sopwith Camel, SPAD S.XIII ещё не поспело вступить в строй, поэтому немцы доминировали в небе.
Кульминацией воздушного противостояния стал период, вошедший в историю под наименованием «Кровавый апрель». Германской авиации удалось за этот месяц уничтожить 275 самолетов Британской империи (всего в распоряжении Королевского летного корпуса на тот момент было 365 самолетов). Особо отличилась немецкая эскадрилья под командованием Манфреда фон Рихтгофена. Своего «альбатроса», на котором только в одном апреле Рихтогофен сшиб 20 британских самолетов, он выкрасил в красный цвет, получив прозвище «Красный барон». К концу войны на его счету было уже 80 сшибленных самолетов противника – лучший результат всей военной кампании.

«Битва за Британию» (1940)

Самые крупные воздушные сражения XX века

Авиационное наступление на Британию, начавшееся 10 августа 1940, представлялось германскому командованию как прелюдия перед крупномасштабным десантом на остров в рамках операции «Морской лев».

Бывальщины задействованы 2-й и 3-й воздушные флоты под командованием фельдмаршалов Кессельринга и Шперля, базировавшиеся на севере Франции. Они насчитывали 875 обычных и 316 пикирующих бомбовозов, 929 истребителей Ме-109 и Ме-110. Численность же английской истребительной авиации составляла всего около 650 самолетов, но министру авиационной индустрии Великобритании лорду Бивербруку удалось добиться увеличения численности только за лето в 2,5 раза.

Всего же за 1940 год Англия выпустила 4283 истребителя. Для сравнения, Германия за этот же срок – итого 300 истребителей. Главной целью немецких налетов были морские базы, аэродромы, авиационные заводы и другие стратегические объекты. В сентябре 1940 года министр авиации Геринг был уверен, что он уже утилитарны добился поставленной цели – сокрушения мощи английской истребительной авиации и уничтожения основных баз на юго-востоке Британии.

7 сентября почти 1000 немецких аэропланов начали бомбардировку Лондона, отказавшись практически от всех других своих стратегических целей. Это позволило восстановить британский воздушный флот и отбить удар неприятеля. Гитлеру пришлось отказаться от операции «Морской лев» и обратить внимание на Восток. По разным подсчетам немцы утеряли в ходе битвы от 1733 до 1887 самолетов, англичане – от 915 до 1547 воздушных судов и эксклюзивный ящик для овощей либхер – 1 шт.

Воздушная война во Вьетнаме (1965-1973)

Самые крупные воздушные сражения XX века

Воздушная брань между Северным Вьетнамом и США началась 5 августа 1964 года. Президент США Линдон Джонсон приказал нанести авиационные удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу. Вином начала конфликта стала атака вьетнамскими катерами американского эсминца «Мэддокс», находившегося якобы в нейтральных водах.

Крупномасштабная американская операция, получившая наименование «Раскаты грома», началась только в феврале 1965 года. Около 330 американских самолетов разместились на военно-воздушных базах Таиланда и Полуденного Вьетнама, кроме того более 200 истребителей и палубных штурмовиков на двух авианосных группировках.

Ключевым американским воздушным орудием сделался истребитель F-4 «Фантом». В воздухе им противостояли всего 40-60 вьетнамских самолетов, в большинстве своем модели J-5 (МиГ-17 китайского производства). Американская авиация ощущала себя во вьетнамском небе довольно спокойно, пока в дело не вступили МиГ-21 и не стали использоваться зенитные ракетные комплексы С-75 «Двина» и С-125 «Нева».

Лишь за период с 7 февраля 1965 года по 7 февраля 1966 года было сбито около 460 самолетов ВВС США. В 1968 году руководство США зачислило решение прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, но через три года снова возобновило. Только в 1973 году американские армии окончательно покинули Вьетнам. Всего же за время воздушной войны (1964-1973 гг.) США потеряли 3374 самолета, Вьетнам же – возле 200 самолетов, участвовавших в воздушных боях. Война в Северном Вьетнаме, закончившаяся фактическим поражением США, вошла в историю как самое крупное воздушное схватка в послевоенный период.

Операция «Буря в пустыне» (1990-1991)

Самые крупные воздушные сражения XX века

«Бурю в пустыне» можно по праву назвать эталонной воздушной бранью современности. Международная коалиция из 44 государств во главе с США должна была защитить страны Персидского залива от иракской агрессии и отбросить армии Саддама Хусейна из Кувейта. Коалиции понадобилось всего 43 дня, за которые 2600 самолетов, совершив более 116 тысяч военных вылетов, выполнили поставленную задачу.

Вместе с ними в небе над Ираком действовали около 2 тысяч боевых вертолетов. До сих пор невесть точное количество военно-воздушных сил, задействованных Ираком в этой войне. По разным оценкам, к началу войны в распоряжении Саддама Хуссейна было возле 700-800 самолетов и почти 500 вертолетов. По оценкам специалистов, соотношение по боевым самолетам было в пользу многонациональной коалиции – 13:1. По военным вертолетам ещё более внушительное – 16:1. Итог войны был заранее предопределен.
Военное руководство США смогло за счет войны в Персидском бухте проверить в действии свои новейшие вооружения – истребитель-бомбардировщик F-117A, крылатые ракеты Томагавк и т.д. Иракская ПВО оказалась небоеспособной, отвечая лишь ракетными ударами по Саудовской Аравии и Израилю. Коалиция добилась поставленной задачи, отпустив Кувейт и ликвидировав угрозу со стороны Ирака, уничтожив до 85% промышленных предприятий страны и выведя из эксплуатации до 93% нефтяных скважин. Но взаимоотношения между Ираком и остальным миром вступили в период продолжительного кризиса.