Сергей Корольков: отчего друг Шолохова сбежал во время войны с немцами

Новость опубликована: 03.02.2020

Сергей Корольков: отчего друг Шолохова сбежал во время войны с немцами

Сергей Корольков: отчего друг Шолохова сбежал во время войны с немцами

О русских эмигрантах, которые уехали сразу после революции, ныне вспоминают часто, чего нельзя сказать об эмигрантах второй волны. Между тем в числе тех, кто покинул родину во время Великой Отечественной брани, было немало выдающихся личностей. Среди них – гениальный художник казак Сергей Корольков, первый иллюстратор эпопеи «Негромкий Дон».

Самоучка с хутора

Сергей Корольков родился в 1905 году в станице Константиновской на Дону. С 15 лет он стал работать в рыбацкой артели, а в независимое время рисовал и лепил из глины. Сергей отлично знал казачий быт. Еще с детства у него проявилась уникальная способность – хваткая зрительная память. Однажды увиденное сохранялось в его голове так четко, как на фотоплёнке. Потом он переносил свои воспоминания в собственные созданья.  Работы талантливого самоучки с хутора Шмат заметили ростовские художники, которые пригласили Королькова посещать занятия в художественной школе. До Ростова молодой казак шёл пешочком по льду реки – настолько велико было его желание учиться.

На рисунки Королькова из истории донской вольницы обратил внимание Максим Горестный. Именно с его подачи в 1932 году Корольков создал иллюстрации к шолоховскому «Тихому Дону», и даже подружился с самим Михаилом Шолоховым. Художественный степень его иллюстраций, по мнению специалистов, так и не был превзойдён, хотя впоследствии они не издавались – изображённая на них казачья жизнь слишком отличалась от того, во что обратились станицы при советской власти.

Что касается скульптурных работ мастера, то за них Королькова прозвали «донским Роденом», хотя его манера была совсем не похожа на роденовскую. До сегодняшнего дня сохранились созданные Корольковым горельефы фасада драматического театра в Ростове-на-Дону (композиции «Железный поток» и «Крах Вандеи»).

В эмиграции

Когда в 1942 году Ростов заняли немцы, Сергей Корольков согласился сотрудничать с казаками-коллаборационистами. В частности, он писал иллюстрации для ростовской газеты «Прямой наводкой», выходившей в период оккупации. Во многом политические взгляды Королькова были связаны с историей его семейства, жизнь которой была разрушена Гражданской войной. Ещё в 1933 году, будучи арестованным ОГПУ, художник честно признавался:

«Советскую воля я рассматриваю как неприемлемую для народа, и в первую очередь для себя, власть. Особенно возмущала меня политика правительства по коллективизации».

Соображая, что после возвращения Красной Армии заступничество Шолохова его уже не спасёт (как в 1930-е гг.), Сергей Корольков ушёл на Запад совместно с отступающим вермахтом. В 1944 году картины Королькова, в т.ч. написанные на тему советских лагерей, выставлялись в оккупированном фашистами Львове. Кушать легенда, что перу художника принадлежит портрет Гитлера, который немцы поместили на почтовую марку, однако это предположение оспаривается биографом Королькова Владиславом Смирновым. Зато достоверно известно, что Корольков волновался за судьбу казачества. Он является автором выдающегося полотна «Выдача казаков в Лиенце», посвящённого событиям 1945 года. Сам Корольков принудительной репатриации избежал благодаря поддержки родственников – из австрийского лагеря для перемещённых лиц он уехал в США. 

В Америке жизнь художника складывалась непросто. В Ростове-на-Дону популярна версия, что Корольков был якобы избран президентом «Ассоциации скульпторов США». Однако это не соответствует действительности. Хотя бы потому, что Сергей Григорьевич так и не смог выучить английский стиль, из-за чего его продвижение в профессиональном сообществе было затруднено. Тем не менее некоторые его работы всё же оказались востребованы. Например, Информационное агентство США заказало Королькову серию антисоветских карикатур. А в журнале Life донской художник проиллюстрировал рассказ о бунте узников ГУЛАГа.

До конца своих дней Корольков занимал радикально антисоветскую позицию. Когда Министерство культуры СССР организовало в США выставку, на которой были представлены в т.ч. и работы Королькова, Сергей Григорьевич из принципа не стал посещать её, чтобы не финансировать «советские авантюры». Скончался художник в 1967 году в Нью-Йорке.


Сергей Корольков: отчего друг Шолохова сбежал во время войны с немцами