Сергей Литаврин: заступник ленинградского неба
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Сергей Литаврин: заступник ленинградского неба
Сергей Литаврин: заступник ленинградского неба

Сергей Литаврин: защитник ленинградского неба

Когда звено истребителей атаковал еще неизвестный пилотам новый нацистский самолет, они решительно и бесстрашно вступили в бой. В атаку бойцов повел молодой командир Сергей Литаврин.

Когда завязалась Великая Отечественная, Литаврину не было и 20 лет. Несмотря на возраст, с первых дней войны выпускник Борисоглебской военной авиационной школы пилотов занимал место заместителя командира эскадрильи, участвовал в боях на Ленинградском фронте.

Летом 41 года, когда превосходство нацистской авиации было безусловным, подающий надежды молодой пилот набирался боевого опыта, одерживая победы в неравных воздушных боях.

Первый немецкий аэроплан младший лейтенант Литаврин записал на свой счет 4 июля 41-го — в тот день, решительно вклинившись в четкий строй вражеских бомбовозов, он сбил Ю-88.

Остальные, отказавшись от планов сбросить бомбы на железнодорожную станцию, повернули назад.

Ситуация на фронте осложнялась, на военные задания истребители вылетали по пять-семь раз за день. Постоянное напряжение, усталость и перегрузки от виражей воздушных боев — в этих сложнейших условиях вырастало его мастерство, закалялись воля и характер. Ему поручали самые сложные и ответственные задачи, и он мастерски выполнял их.

К осени 1941 на И-16 Литаврина красовалось шесть звездочек, за шесть сшибленных вражеских самолетов.

Летчика назначили командиром эскадрильи, причем там он был самым молодым.

Но пилоты этого не замечали, для них он был опытным и бесстрашным бойцом, способным верно оценить воздушную обстановку и разгромить врага даже малыми силами. «За свои боевые подвиги младший лейтенант Литаврин пользуется завоёванным деловым авторитетом», — говорилось в боевой характеристике летчика.

29 мая 42-го, когда, прикрывая Волховстрой, шестерка истребителей, ведомая Литавриным, вступила в бой с цельной вражеской армадой; август 42-го, когда звено истребителей рассеяло 16 немецких самолетов в районе Урицка — сражения, проведенные Литавриным, становились образцом, они, как учебное пособие, разбирались молодыми летчиками детально.

О летчике-асе знал весь фронт, о его подвигах неустанно писали ленинградские газеты. Несмотря на славу и признание, Сергей Литаврин вечно оставался простым, добродушным человеком, готовым прийти на помощь сослуживцам — и в бою, и в минуты затишья. А дети в осажденном городе не раз благодарили пилота за отданный им сухой паек.

12 января 1943 года началось советское наступление под Ленинградом. После артиллерийской подготовки армии Ленинградского и Волховского фронтов устремились навстречу друг другу, чтобы разорвать кольцо блокады. Самолет Литаврина опять поднялся в воздух, а вместе с ним на задание вылетели еще трое летчиков: Григорий Богомазов, Сергей Деменков и Аркадий Морозов. На этот раз мишень вылета — разведка вражеских позиций.

Вдруг на пути летчиков показались два истребителя люфтваффе. Стремительно и дерзко они двинулись штурмовать защитников. Но пилоты Литаврина были начеку, и атака врага сорвалась.

Однако сам он заметил, что эти самолеты внешне отличаются от популярных ему Ме-109, а по силе огня превосходят их. Это были новые истребители «Фокке-Вульф-190».

Наши летчики уверенно переняли инициативу и кинулись атаковать. Лавируя под огнем, немецкие истребители устремились к облакам. Литаврин и его ведомые, открыв огонь, бросились за ними. Одна пулеметная очередность, вторая, третья — и вот уже один «Фоккер» подбит и падал на землю.

Второй, маневрируя под огнем, повернул на запад, но вскоре, изрешеченный очередями, упал на лед Ладожского озера.

Этот истребитель вскоре пополнил состав авиаполка, в каком служили героические летчики: ночью группа бойцов из аварийно-технической команды пробралась к самолету и под носом у врага утащила его с озера, а техники отремонтировали и довели до ума новоиспеченный нацистский истребитель.

В январе 43-го, после прорыва блокады, когда ленинградцы и защитники города праздновали победу, Сергея Литаврина захватила еще одна радостная новость — он стал Героем Советского Союза. В представлении к награде говорилось о 311 боевых вылетах, 55 воздушных сражениях и 10 одержанных победах.

Всего же за годы войны капитан Литаврин совершил 490 вылетов, сбил 19 аэропланов и два аэростата наблюдения.

>