Сколько бронепоездов принимали участие в Чеченской брани
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Сколько бронепоездов принимали участие в Чеченской брани

ТАСС/Владимир ТюкаевСколько бронепоездов принимали участие в Чеченской брани

Одним из старейших отечественных средств ведения боевых действий с конца девятнадцатого века, как в России, так и в Европе являлись бронепоезда. В годы Штатской войны они оказали неоценимую услугу большевикам во время борьбы с многочисленными бандами, орудовавшими вдоль железных дорог юга края. Активно бронепоезда применялись во время Великой Отечественной войны, вспомнили о них и во время чеченских компаний.

Все новое, хорошо позабытое старое

К моменту начала боевых действий в Чечне в 1994 году, оставшиеся несколько бронепоездов российской армии давным-давно стояли на запасных путях. Тем не менее, войска испытывали серьезную потребность в охране железнодорожных составов, ведущих ремонтные труды на поврежденных боями участках железнодорожных путей. В этой ситуации военные вынуждены были самостоятельно создавать аналоги бронепоездов из обыкновенных железнодорожных составов. Как правило, их использовали на перегоне Грозный-Назрань. Первый подобный поезд появился в Чечне уже в декабре 1994 года. В начине и конце состава находилось по нескольку платформ с ремкомплектом для восстановления железнодорожных путей. На отдельных грузовых платформах были введены два БМП, способные вести огонь, в случае на падения на железнодорожный состав бандитов. Кроме того в составе поезда находились вагоны, на каких были оборудованы хорошо защищенные шпалами и мешками с песком огневые точки. Данный поезд фактически являлся железнодорожной твердыней с помощью, которой можно было выявлять заминированные участки железнодорожного полотна, перевозить личный состав, боеприпасы и ГСМ к пункту боев.

Боевые задачи для спецпоездов

Несмотря на активное использование оснащенных защищенными мешками с песком огневыми точками поездов во пора двух чеченских компаний, назвать их полноценными бронепоездами можно было с большой натяжкой. В то же время, как утверждали военнослужащие железнодорожных армий, это были спецпоезда оснащенные разного рода вооружением. Тем не менее, учитывая выполняемые ими функции, по своей сути это были самые натуральные бронепоезда. В их задачи входило разминирование и охрана отдельных веток железнодорожных путей. Под прикрытием данных составов осуществлялось сопровождение военных эшелонов на особенно опасном участке Моздок-Гудермес-Ханкала. В случае нужды на спецпоездах осуществлялся выезд ремонтных бригад для восстановления поврежденных боями или взрывами мин участков железнодорожных путей. Со временем, завоевав уважение у военнослужащих, данные поезда обрели собственные имена: «Амур», «Байкал», «Терек», «Дон» и «Казбек». База особых поездов располагалась в Ханкале, а на боевые задания и на дежурства они выезжали строго по графику.

Как собрать бронепоезд

Большинство из читателей, кто вытянулся в Советском Союзе по фильмам о Гражданской войне, прекрасно знают, как выглядят полноценные бронепоезда. Спереди и сзади бронепоезда для охраны от мин и завалов линий следуют несколько платформ с мешками песка. Движущей силой бронепоезда является защищенный броней паровоз с несколькими бронированными пассажирскими вагонам в окружении перронов с установленными на них артиллерийскими орудиями и пулеметными гнездами. Специальные поезда, применяемые в Чечне, не сильно отличались от описанных выше образчиков вооружения. К тепловозу крепилось несколько платформ с установленными на них танками Т-62 или БМП-2, в зависимости от того, какое вооружение было под дланью. В стенах пассажирских вагонов делали отверстия для ведения огня из личного оружия, а на крышах устанавливали пулеметы. В центре состава располагалось несколько обыкновенных пассажирских вагонов с укрепленными изнутри мешками с песком для перевозки личного состава и боеприпасов. Спереди и сзади состава были грузовые платформы со специальным балластом из шпал для страховки от мин, заложенных на путях. Несмотря на свое, фактически кустарное производство, эти спецпоезда являлись грозным оружием, неоднократно выручая российских военнослужащих в критических ситуациях во время ведения боевых поступков на территории Чечни.

>