Сколько советских пилотов погибло на Корейской войне

Новость опубликована: 18.02.2020

Сколько советских пилотов погибло на Корейской войне

Сколько советских пилотов погибло на Корейской войне

Конфликт на Корейском полуострове стал первым серьезным противостоянием СССР и Запада в рамках «морозной войны». Крайне острожное поведение руководства страны позволило свести количество жертв среди советских военных до минимума.

Победить невозможно

Ранним утром 25 июня 1950 года 10 южнокорейских дивизий вторглись на территорию своего северного соседа. Контрудар Пхеньяна последовал незамедлительно. Так завязалась Корейская война. Американское правительство под предлогом борьбы с «коммунистической чумой» вынудило 53 государства принять резолюцию, оправдывающую военное вмешательство в корейский конфликт. 15 краёв, включая США, Великобританию и Канаду, решили вступить в войну на стороне Южной Кореи, к Северной Корее присоединились СССР и Китай.

Особенностью Корейской брани было столкновение больших группировок на ограниченном пространстве, что повлекло за собой многочисленные жертвы. К примеру, более 80% утрат армии США пришлось на сухопутные силы. Отсутствие явного перевеса у какой-либо из противоборствующих сторон (примерно по 1 млн. военных в составе Нордовой и Южной коалиций) привело к невозможности разрешить конфликт военным путем. Применить тогда атомное оружие американцы так и не решились.

Па самым скромным подсчетам, американские армии убитыми потеряли в Корее около 54 тысяч солдат и офицеров, свыше семи тысяч американцев оказались в плену, почти 400 человек исчезли без вести, 22 человека предпочли не возвращаться на родину. Обе Кореи на этой страшной войне недосчитались около 9 миллионов своих граждан, 80% из каких оказались мирными жителями.

Людские потери СССР

Вплоть до середины 70-х годов партийное руководство отрицало участие советских военных в корейском конфликте. В различных документах, наградных листах и похоронках выговор шла об «особо важном задании партии и правительства». Возможно вследствие такой скрытности статистические данные о погибших долгое пора разнились – в диапазоне от 200 до 1500 человек.

Советский Союз в Корейской войне был представлен преимущественно военно-воздушными силами. В конфликте принимало участие возле 26 тысяч советских летчиков, все они входили в ударную группу трех авиадивизий 64-го истребительного авиационного корпуса.

Советские пилоты совершили в корейское небо более 63 тысяч вылетов, принимая участие примерно в двух тысячах воздушных боев. Нынешние данные свидетельствуют, что за все время боевых действий наш авиационный корпус потерял 120 летчиков. Практические все они были похоронены на русском погост в китайском городе Далянь (в прошлом Дальний) – там, где покоятся жертвы Порт-Артура. Для сравнения, американские ВВС потеряли 1609 человек, из них 1097 бывальщины уничтожены советскими летчиками.

Общие боевые потери Советского Союза в Корейской войне – 466 человек, из них 299 потерянных (146 офицеров) и 167 раненых (преимущественно из наземного персонала). При этом ни один из советских граждан так или иначе учувствовавших в конфликте не угодил в плен. Потери китайских солдат в этой войне оказались несравнимо больше: 60 тысяч погибших, 383 тысячи раненых, 21 тысяча пленных, 4 тысячи исчезнувших без вести. Общее число погибших в коммунистическом блоке превысило 170 тысяч человек.

Историк и публицист Евгений Норин низенькие потери советской стороны в боевых действиях объясняет в первую очередь осторожностью командования, а также тем, что советские летчики воевали преимущественно над территорией Нордовой Кореи.

Потери в технике

Советский 64-й истребительный авиакорпус вступил в войну в ноябре 1950 года, на его вооружении находились новейшие на то пора реактивные истребители МиГ-15. Эта модель по многим характеристикам превосходила участвовавшие в боях над Кореей американские машины F-80 и F-84. По суждению специалистов, даже поступившие на вооружение F-86 («Сейбр») с трудом могли соперничать с советскими истребителями.

МиГ-15 был лучше «Сейбров» по многим параметрам: вышина полета, разгон, скороподъемность, маневренность, а также вооружение – 3 пушки против 6 пулеметов. Впрочем, буквальное техническое сравнение советской и американской машин некорректно, так как они бывальщины призваны решать разные боевые задачи. Цели МиГов – тяжелые бомбардировщики В-29, а F-86 охотились непосредственно за самими МиГами.

Сообразно советским данным МиГи над небом Кореи сбили 69 самолетов B-29, американцы считают, что было уничтожено итого 16 «Боингов». Что касается МиГов, то по информации советской стороны было сбито 335 таких машин, американцы заявляют от 792 истребителях.

Сообразно данным военного писателя Михаила Барятинского расклад по потерям бронетехники такой: в боях было подбито 97 танков Т-34-85, каким удалось уничтожить только 34 американские бронемашины. Всего в Корее за 1950-53 годы было выведено из строя 239 Т-34-85 и СУ-76. Такие утраты во многом объясняются тем, что средний советский танк Т-34-85 являлся уже устаревшей моделью, заметно уступая по своим боевым характеристикам новейшим танкам армии США.

Имея образцово одинаковое бронирование, американский «Шерман» все же превосходил советский танк в точности и скорострельности орудия. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что советской бронетехникой правили корейцы, тогда как в «Шерманах» находились американские или британские экипажи.

Несмотря на минимальные людские потери СССР в Корейской брани, считается что итоги для нашей страны были менее успешными, чем для США. Ведь главной цели – создания объединенной коммунистической Кореи – достигнуть так и не удалось. Кроме того, если США по итогам брани в лице Японии и Германии приобрели новых союзников, то СССР наоборот на долгое время испортил отношения с Китаем. Среди плюсов этого конфликта – демонстрация всему вселенной эффективности советской истребительной авиации и бесценный боевой опыт для военных.


Сколько советских пилотов погибло на Корейской войне