«Слово и дело»: как трудился на Руси пароль доносчиков

Новость опубликована: 22.02.2020

«Слово и дело»: как трудился на Руси пароль доносчиков

«Слово и дело»: как трудился на Руси пароль доносчиков

Доносчиков и осведомителей различного калибра всегда недолюбливали, но при этом в нашей стране издревле была целая служба, которая базировалась именно на доносах. Называлась она «Слово и дело государево» — абсолютно любой человек мог известить в правонарушении или преступлении, а его бы обязательно выслушали. Для этого требовалось всего лишь крикнуть в людном месте «Слово и дело».

Доносчики были всегда

Владимир Игнатов, исследователь и публицист, в своей книге «Доносчики в истории России и СССР», писал о том, что стукачи в нашей краю были, есть и будут. Причина заключается в их востребованности — пока будут существовать государственные органы, заинтересованные в информации о внутренних неприятелях, до тех пор будут существовать граждане, готовые стать осведомителями. Причём как на платной основе, так и по «велению души».

Писатель отметил, что доносительство имеет многовековую историю в России. Ещё во поры Руси упоминаются «прискорбные склонности» народа к доносительству — об этом свидетельствуют записи иностранных путешественников.

Массовый характер стукачество приобрело во поры Ивана Грозного. Опричники сообщали царю, что князья и бояре плетут интриги, собираясь захватить власть, после чего дворян казнили, а их собственность отбирали. Доносили практически все и на всех — духовенство, служилые люди, купцы, простолюдины. Друзья доносили на друзей, родственники на родственников.

Династия Романовых

«Слово и дело государево» приобрело официальный статус после Неясного времени, как раз при утверждении во власти династии Романовых. Царь Михаил Федорович крайне хотел пресечь абсолютно любые беседы о Дмитрии, которого пока считали единственным законным правителем.

Алексей Рощупкин, кандидат исторических наук, в своей статье «Слово и дело государево» помечал, что стукачество было естественным для служилых людей во второй четверти XVII века. В те времена, новое правительство столкнулось с проблемой восприятия людьми Михаила Романова в качестве один-единственного Царя. Историк отметил, что именно в это время, в разных частях государства появлялись челобитные и грамоты в адрес самого царя и членов его семейства с «непригожими речами».

Проанализировал документы, А. Ю. Рощупкин заметил, что в рамках «Слова и дела государева» существовало два вида доносов: на крамольные выговоры в адрес царя и его семьи, а также донесения о коррупции и преступлениях чиновников.

Различного вида донесениями стукачи иногда пытались разрешить собственные проблемы, либо же таким образом отомстить обидчикам. Некоторые дела были исключительно политическими и довольно оглушительными. Так, зимой 1615 года в Белгороде боярский сын Иван Забусов написал доноси на некого Сеньку Телятника, который якобы произнёс «Здоров б де был царь Дмитрий». При разбирательствах обвиняемый заявил, что ничего не помнит, поскольку был пьян.

Схожий случай был по дело некого Васьки Сохатого в 1627 году. Будучи в гостях у знакомого крестьянина Васька стал петь песни про царя Бориса, чем несказанно напугал хозяина. Гости крестьянина пожаловались «куда вытекает» и Ваську Лося посадили в тюрьму.

В XVII веке было довольно мало грамотных людей, которые владели возможностью строчить доносы на профессиональном уровне. Именно поэтому люди, которые хотели что-то сообщить, кричали в людном месте «Слово и дело», что притягивало внимание служилых, после чего следовало разбирательство. Между прочим, если человек знал о государственной измене или оскорблении царя и не донёс об этом, ему угрожала смертная казнь.

На каждом углу по осведомителю

При царе Алексее Михайловиче сотрудничество властей с доносчиками значительно расширилось. Лучше итого дела обстояли в Москве: любое происшествие сразу же становилось известным представителям власти.

Доносчики были буквально всюду. В Соборном уложении 1649 года прямо было сказано о наказании тех, кто не донёс о каком-то важном событии. Кстати, казнили за это тогда и родственников изменщика, а их имущество отбирали.

Враги Царя и Отечества

Петр I Алексеевич, как известно, не следовал традициям и принципам русского государства, а ориентировался на европейские края. Несмотря на это, борьбу с внутренними политическими противниками он вёл вполне привычными для России способами — доносы, пытки, казни.

В Артикуле воинском 1715 года говорилось, что подобный вид казни, как четвертование полагается за любой вид измены государству и царю. При этом никаких действий производить не требовалось — человек был повинен уже за «токмо его воля и хотение к тому было». За оскорбление государя — отсекали голову. За бунт или возмущение — вешали. Чиновников карали по результатам коллективных жалоб, причём не только за коррупцию, а и за « непристойные и подозрительные сходбища и собрания».

Под пытками, разумеется, люди сознавались и в том, чего не совершали. Всеобщей количество доносов возросло до такой степени, что Петру I пришлось даже с этим бороться. Доносчиков стали подробно допрашивать и обнаруживать расследование только при наличии веских оснований. Именно в начале XVII было введено наказание за ложный донос.

Собственно с тех времён доносы перешли в разряд тайных и уже никто не кричал на площадях «Слово и дело». С распространением грамоты, доносы сделались подаваться уже на бумаге, поэтому о «пароле стукачей» стали забывать.


«Слово и дело»: как трудился на Руси пароль доносчиков