Собор Эчмиадзин
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Собор Эчмиадзин
Собор Эчмиадзин

Собор Эчмиадзин

Эчмиадзин есть недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апостольской церкви.

Эчмиадзин – старее название которого Вагаршапат, – основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город сделался политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.
В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Сообразно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в дланях и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена храм, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного верующего главы всех армян – католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, желая и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор основного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и иных украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие престарелые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был выстроен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме основного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым пунктом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.
Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору бывальщины пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, бесчисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образчики искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря – Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа – кельи монахов.

На территории монастыря есть много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно нынешний хачкар – жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин – резиденция армянского патриарха – католикоса всех армян. Его дворец размещён во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV столетия. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Внутренняя Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного – всего 50 человек. Тут в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно учат старогреческий, русский, английский, армянский – как современный так староармянский.

>