Софья Палеолог: отчего православный государь Иван III женился на католичке

Новость опубликована: 15.01.2019

Софья Палеолог: отчего православный государь Иван III женился на католичке

Софья Палеолог: отчего православный государь Иван III женился на католичке

Отношения между православными правителями Руси и престолом Святого Петра не вечно были неприязненными. Ватикан стремился подчинить себе православные церкви посредством унии, а русские князья иногда не вон были воспользоваться этим стремлением в собственных политических выгодах.

Одна из первых таких попыток была предпринята в половине XIII века галицким князем Даниилом Романовичем. Он рассчитывал с помощью Папы свергнуть иго монголо-татар. В обмен он соглашался на духовную унию с Римом. Не получив поддержки со стороны польского и венгерского королей и германского императора, которую обещал ему Папа, князь Даниил унию расторг. Однако титул «короля Русского» (regis Rusic), каким пожаловал его папский престол, его потомки носили до середины XIV века.

Есть сведения, что и Александр Невский пытался заручиться поддержкой Римского первосвященника. Вряд ли послы от Папы Иннокентия IV могли прийти к нему без предварительного согласования с ним. Произошло это в 1250 году – в то же самое время, когда и Даниил призывал Ватикан себе на поддержка. Брат Александра – Андрей Ярославич, княживший тогда во Владимире – вступил в союз с Даниилом, и оба они готовились к выступлению против монголо-татар.

Нет сомнения, что и Александр прощупывал возможность вступить в этот альянс, и папские дипломаты также старались ему поспособствовать. Но что-то не заладилось, и, как известно, в то время как Андрей и Даниил подняли восстание, Александр направился в Орду и выпросил у хана ярлык на великое княжение. А в летописях остался рассказ лишь о том, что послы Иннокентия  IV старались склонить Александра к принятию католичества (в чём приходится сомневаться, так как обычным стремлением Пап всегда была лишь духовная уния, что доказывает и история Даниила Галицкого).

В конце XV века Московская Русь завершала объединение великорусских земель и пришлась к окончательному свержению золотоордынского ига. Эти исторические вехи неразрывно связаны с именем Ивана III Великого. У него как раз в 1467 году скоропостижно скончалась супруга Мария, княжна Тверская. Московский великий князь разыскивал себе новую жену и не прочь был породниться с какой-нибудь известной иноземной династией. Иван III хорошо понимал, что такой шаг укрепит интернациональное положение созидавшегося им единого Русского государства.

Ранее, в 1453 году турки захватили Константинополь. «Второй Рим» пал, и из Византии в Италию отправилась гурьба знатных эмигрантов. Большинство их осело в Венеции, куда они принесли наследие древнегреческих писателей, что придало огромный импульс Ренессансу.

Среди изгнанников были и отпрыски последней царствовавшей династии – Палеологов. Все они ещё раньше приняли унию, а в Италии стали католиками. Грядущая супруга Ивана III Софья была исходно крещена в католичество под именем Зоя.

Инициатором брака московского государя с византийской принцессой, по суждению большинства исследователей, стали Римский Папа Павел II и правительство Венецианской республики. Главными посредниками при заключении брачной сделки сделались служивший московскому великому князю венецианец Джан Батиста делла Вольпе, известный у нас под именем Иван Фрязин, и венецианский посол Джованни Тревизан. Вольпе-Фрязин воображал Ивана III на обручении с Зоей в Риме, причём церемонией руководил сам Папа.

Ивану III заранее показали портрет его невесты. Ничего привлекательного в ней не было. Кроме того, московскому государю было популярно, что римский Папа уже трижды пытался выдать Зою замуж, и всякий раз неудачно – из-за отказа женихов, находивших более привлекательные партии. Владетельной принцессой изгнанница не была. Значит, Иван III решился на этот супружество только по расчёту, причём не на союз с Византией, которой уже не было, а с покровителем самой Зои, то есть с папским престолом.

Процессию невесты по России возглавлял папский легат Антонио Бонумбре, духовник принцессы, несший огромный латинский (четырёхконечный) крест. Несмотря на открытое возмущение россиян, великий князь распорядился убрать этот «крыж» только когда процессия подходила к самой Москве. Видимо, страшился прогневать ватиканского посла.

В Москве же произошла странная перемена. Наши летописи называют Зою Софьей, и это, по мнению историка М. Зарезина, указывает на то, что Зою перекрестили по православному обряду и нарекли новоиспеченным именем. Нам остаётся только догадываться, почему в отношении Ивана III (и его новой супруги) к Риму произошла такая перемена. Ведь великий князь не мог не ведать, что Зоя была католичкой, тем не менее, в ходе переговоров о браке не было речи об её переходе в православие. Наиболее вероятная версия связывается с политикой.

Ещё до свадьбы великого князя (1472) случилась опала Ивана Фрязина, а затем и резкое ухудшение отношений Москвы с Венецией. Как выяснилось, Тревизан приехал хлопотать о альянсе Москвы и Золотой Орды против Турции, которая на тот момент никак Москве не угрожала. Иван III понял, что его хотят попросту использовать в чужих интересах, а помощи в освобождении от Золотой Орды он от итальянцев не дождётся.

Правда, затем Иван III сменил ярость на милость в отношении Венеции, и всё его царствование оттуда в Москву прибывали мастера различных ремёсел. Но речь о политическом союзе с республикой святого Марка (и с её должником – папским престолом) вяще уже никогда не заходила. А ордынское иго было свергнуто Москвой в союзе с крымским ханом.

Так закончилась очередная кратковременная и неудачная попытка Руси и Ватикана заключить политический альянс. Русь хотела конкретной помощи в деле завоевания независимости, не желая поступаться церковной самостоятельностью, а для папского престола было основным утвердить господство над Русской церковью. Но сам брак Ивана Великого с патронируемой Ватиканом византийской царевной оставил в истории России бездонный след.


Софья Палеолог: отчего православный государь Иван III женился на католичке