Советские «душегубки»: ужасное изобретение чекиста Исая Берга

Новость опубликована: 27.01.2020

Советские «душегубки»: ужасное изобретение чекиста Исая Берга

Советские «душегубки»: ужасное изобретение чекиста Исая Берга

В XX веке люди значительно усовершенствовали методы уничтожения себе подобных. Одним из самых чудовищных изобретений тоталитарных порядков стали «душегубки» — автомобили, в которых заключенных травили выхлопными газами. Мало кто знает, что задолго до фашистских «газенвагенов» умерщвлять «неприятелей народа» подобным образом додумался сотрудник советского НКВД, Исай Берг.

Фабрика смерти

В 1930-х маховик государственного террора на одной шестой доли суши раскручивался с нарастающей силой. Бесчисленные тройки выносили столько смертельных приговоров, что чекистам становилось все сложнее приводить их в исполнение.

В Подмосковье расстрельная команда НКВД в 1937 году была вырвана работать «стахановскими» темпами. Жителей области отправляли на смерть целых 3 тройки НКВД, причем не по одному человеку, а разом списками. Сотни человек ежедневно следовало довезти до Бутовского полигона, вывести на расстрел, а потом закопать тела. Так, только за один день — 28 февраля 1937 года — на полигоне распрощалось с жизнью 562 человека. Между тем «пролетариев рук» у палачей не прибавилось — численность бригад «расстрельщиков» не превышала 5—7 человек. В этой ситуации возрастал риск, что толпы «смертников» организуют бунт, завладеют оружием и захватят полигон.

Фургоны с «хлебом»

Затруднения продолжались, пока начальник административно-хозяйственного отдела УНКВД Московской районы Исай Берг, ответственный за исполнение приговоров, не придумал выход из ситуации. В те годы чекисты использовали для перевозки заключенных грузовики, наружно неотличимые от обычных фургонов с хлебобулочными изделиями. Маскировка решала сразу 2 задачи. Во-первых, никто не знал о реальных масштабах репрессий, а во-вторых, у граждан создавалось впечатление, что пекарни трудятся на полную мощь и в стране вдоволь хлеба. Берг предложил загружать приговоренных в автозаки уже раздетыми догола (одежду и собственность жертв чекисты делили между собой). В фургон входило до 50 человек разом — их связывали и затыкали рты кляпами. Но основной «инновацией» было то, что выхлопные газы выводились внутрь автомобиля. Описывая эту процедуру, Александр Солженицын в книге «Двести лет совместно» отмечал, что «к дальнему рву» заключенных привозили уже «готовенькими».

Мучения пассажиров автозаков были особенно тяжелыми, когда перевозка выходила в холодное время года. Они погибали не только от угарного газа, но и от переохлаждения и тесноты. Даже если приговоренные выживали в пути, их воля была настолько сломлена, что они послушно позволяли поставить себя на колени перед вырытой траншеей. Зачастую перед расстрелом «неприятелей народа» еще и избивали — подобными зверствами отличался, например, чекист Борис Родос.

«Награда» палача

Всего через 2 года после изобретения «душегубки» лейтенант госбезопасности, Исай Берг, поделил участь тех, кого он отправлял на смерть. Намечалась смена руководства органов внутренних дел — к креслу Ежова уже примеривался Лаврентий Берия, и от «престарелых» кадров в НКВД в очередной раз было решено избавиться. В этой ситуации опыт и заслуги Исая Давидовича, который заключался в партии с 1930 года и имел значок «почетного чекиста», уже не могли его спасти.

Начальник АХО был арестован за грубую выходку по касательству к коллеге, а уже во время следствия свидетель по фамилии Каретников упомянул Берга в числе членов троцкистской организации, якобы работавшей в УНКВД Московской области. На допросах всплыл факт изобретения «душегубок». Исай Берг не отрицал, что «организовывал приведение в исполнение вердиктов с применением автомашины». Однако этот нюанс остался лишь незначительным эпизодом дела — судить сотрудника госбезопасности за «бесчеловечность» в те поры даже никому в голову не пришло. Исая Берга расстреляли как «террориста-заговорщика» 7 марта 1939 года и похоронили на Донском погост столицы. В 1962 году, согласно данным сайта «Жертвы политического террора в СССР», чекист-«рационализатор» был реабилитирован Военной коллегией Верховного корабля.


Советские «душегубки»: ужасное изобретение чекиста Исая Берга