Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Новость опубликована: 18.03.2019

Древность подарила миру великое множество выдающихся полководцев и героев. Не раз они спасали свое отечество, громили вражеские армии, разрушали посторонние города. Но при всем богатстве выбора трудно найти более романтичную и трагическую фигуру, чем Спартак. Его страшным именем именовал Марк Антоний своего соперника Октавиана, а Цицерон – Марка Антония и народного трибуна Клодия. Но с ним же в панегирике, называя Спартака мастерским в военном деле полководцем, сравнивал императора Траяна римский историк Фронтон.

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Кирк Дуглас в роли Спартака, кинофильм 1960 года

Итак, Спартак, «великий своими силами и тела, и души» (Саллюстий).

Отличавшийся «не только большой храбростью и физической силой, но умом и гуманностью. Этим он значительно превосходил других, будучи гораздо более похожим на эллина» (Плутарх).

«Дезертир, сделавшийся разбойником» (Флор).

«Низкий гладиатор, предназначенный быть на арене цирка очистительной жертвой за римский народ» (Синезий).

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Кирк Дуглас в роли Спартака

Презренный раб, какой, по словам Луция Флора, «был убит и погиб, как подобало бы quasi imperator – «великому императору» (в данном случае римский автор имеет в облику почетный титул, присуждавшийся победившему полководцу солдатами его армии: с этого времени он мог присоединить его к своему имени. Никаких льгот и преимуществ это неформальное звание не давало, но считалось высшей наградой и высшим достижением любого военачальника).

Человек, которого фракийская пророчица и жрица огласила богом, во что многие, и рабы, и римляне, поверили.

И даже более того. Вот что писал о восставших рабах Августин Блаженный:
«Пускай скажут мне, какой помог им бог из состояния маленькой и презираемой разбойничьей шайки перейти в состояние государства, которого пришлось страшиться римлянам со столькими их армиями и крепостями? Уж не скажут ли мне, что они не пользовались помощью Свыше?»

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Августин Блаженный, город Трогир, Хорватия

Вдумайтесь в эти слова! Христианский автор крышки IV—V в.в. от Р.Х. спрашивает своих читателей: какой бог пришел в Италию летом 74 г. до Р.Х. под именем Спартака? Марс, Аполлон, Геркулес или неведомый бог посторонний страны? А, может быть, восставшим рабам помогал Тот, чей Сын скоро будет распят в Иерусалиме, и 6 000 крестов на Аппиевой пути – это всего лишь репетиция другого, Главного Распятия?

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Распятые рабы, фильм “Спартак”, 1960 г.

Оставим мистику и поразмыслим о другом: откуда взялось это странное имя – Спартак? Почему, ослепив своим ужасным блеском надменных римлян, не встречается оно вяще ни в одном источнике – ни один человек не носил его в Риме, Греции, Фракии, Испании, Галлии, Британии, Азии ни до, ни после нашего героя. Да и имя ли это? Проблем больше, чем ответов. Давайте же попытаемся ответить хотя бы на некоторые из них.

Согласно самой распространенной версии, Спартак был фракийцем. Плутарх строчит: «Спартак, фракиец, происходивший из племени номадов». В этой короткой фразе сразу же бросается в глаза противоречие, которое подрывает доверие к ключу: дело в том, что фракийцы «номадами», то есть «кочевниками» никогда не были. Некоторые исследователи высказали предположение, что мы имеем дело с промахом переписчиков, и предложили читать эту фразу следующим образом: «Спартак, фракиец из племени медов». Племя медов во Фракии, подлинно, обитало – в среднем течении реки Стримона (Струма). Столица этого племени, как предполагают, находилась рядом с современным городом Сандански.

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Монумент Спартаку в городе Сандански, Болгария

Афиней утверждал, что вождь восставших гладиаторов был рабом от рождения. Но Плутарх и Аппиан сообщают, что Спартак был воином-фракийцем (вероятно, даже командиром невысокого ранга), сражался против Рима и попал в плен.

Флор, римский историк, автор «Эпитом Тита Ливия», находит Спартака фракийским наемником, дезертировавшим из римской армии. Именно эту версию использовал в своем знаменитом романе Рафаэлло Джованьоли: его герой, фракиец Спартак, воевал против римлян, угодил в плен, но за свою храбрость был зачислен в один из легионов, и даже получил звание декана. Однако воевать против единоплеменников не стал, бежал, но был пойман, и лишь после этого продан в рабство.

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Фракия на карте Римской империи

Фракийцы и воевали с Римом, и служили в его армиях наемниками, а во время восстания Спартака римская армия во главе с Марком Лицинием Лукуллом воевала во Фракии. Военнопленных и невольников из этой страны в Риме хватало, так что версии Плутарха, Аппиана и Флора вполне правдоподобны. Единственное слабое место этих гипотез в том, что ни одинешенек известный нам фракиец не носил это красивое и звучное имя. Даже после облетевших весь мир известий о неслыханных победах Спартака обитатели Фракии не стали называть им своих мальчиков, что весьма странно: это ведь так естественно – назвать сына в честь великого земляка-героя. Пытаясь разрешить это противоречие, некоторые исследователи выдвинули предположение, что речь идет о представителе фракийского царского рода Спартокидов, правивших одно пора в располагавшемся на территории Крыма Боспорском царстве.

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Боспорское царство на карте

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Золотой статер Перисада V, последнего царя Боспорского царства династии Спартокидов

Однако династия Спартокидов была отлично известна римлянам, спутать имена Спартак и Спарток они не могли. Более того, если бы можно было отождествить вождя поднявшихся с членом царского дома Спартокидов, это непременно было бы сделано. Ведь сами римляне особых иллюзий по поводу этой брани не питали и в выражениях не стеснялись. Поэт Клавдиан, например, говорит о Спартаке:
«Огнем и мечом бушевал он вдоль всей Италии, битвой отворённой не раз он сходился с консульским войском, у слабых владык отнимая их лагерь, доблесть свою потерявших Орлов в позорных разгромах нередко оружьем восставших рабов разбивал он».

Другой поэт, Апполинарий Сидонский, тоже чувств своих сограждан не щадит:
«О, Спартак, привычный консулов разгонять отряды. Нож твой был мощнее меча их».

Но кто «разгоняет» консульские армии? Если заморский царевич, то ничего особенного в этих поражениях нет – всякое на войне случается. Разгром от достойного противника не оскорбительно, а победа над ним – великая честь. Вот, например, сегодня Ганнибал гоняет гордых квиритов по Италии, а они его завтра – по Африке. Что в итоге напишут римские историки? Вражий полководец, конечно, герой и молодец, каких поискать, однако воспользоваться плодами своих побед он не сумел и потому как стратег Сципион лучше Ганнибала, а Рим, как страна – лучше Карфагена. Но если римские легионы «разгоняет» гладиатор Спартак – это совсем другое дело, это катастрофа, чреватая утратой статуса мировой державы. Даже война с рабами в Сицилии не была так позорна в глазах римлян, как война с гладиаторами. Дело в том, что и этрусками, и римлянами гладиаторы почитались людьми, уже переступившими порог между вселенными, и принадлежавшими духам подземного царства. Они были очистительными жертвами за какого-нибудь важного вельможу (если его наследники могли позволить себе такое дорогостоящее жертвоприношение), либо за тяни народ. Образно говоря, Ганнибал для римлян был огнедышащим драконом, прилетевшим из-за моря, а Спартак, которого Орозий сопоставил с Ганнибалом – жертвенным быком, убежавшим от алтаря и разгромившим половину Рима. И никакие будущие победы не могли искупить бесчестия поражений. Вспомним, знаменитую децимацию Марка Красса, которая, буквально, потрясла всех: армии республики понесли тяжелейшие утраты, и Рим трепещет от страха. И в этих условиях Красс казнит каждого десятого воина потерпевших поражение легионов. И не просто казнит – он приносит своих бойцов в жертву: по сообщению Аппиана, эти казни сопровождаются мрачными обрядами посвящения несчастных подземным богам. Быть может, мишенью Красса было не наказание «трусов», а попытка добиться благосклонности владык загробного мира? Возможно, он желал склонить их на свою сторонку, дабы они отказали в помощи своим клиентам – уже принадлежавших им гладиаторам. И именно за это обращение к чужим и страшным богам он не был удостоен триумфа после победы над поднявшимися – всего лишь оваций (но в лавровом венке). Потому что триумф – это торжественная церемония благодарности Юпитеру Капитолийскому, от помощи какого Красс фактически отказался, обратившись к чужим для Рима богам. И, может быть, именно за обращение к подземным богам Красса так ненавидели в Риме?

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Марк Лициний Красс, бюст, Лувр, Париж

Довольно мистики на сегодня, поговорим о других версиях происхождения имени нашего героя. Некоторыми исследователями было выдвинуто гипотеза, что Спартак – греческое имя, которое произошло от названия мифического народа спартов, выросших из драконьих зубов, посеянных фиванцем Кадмом. Ходить его мог как эллинизированный фракиец, так и грек. Ведь мы помним слова Плутарха, что Спартак был «гораздо больше похож на эллина».

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Дени Фуатье, Спартак (1830 г.). Мрамор. Лувр, Париж

Но, может быть, Спартак – это не имя, а кличка? Историкам известен фракийский город Спартакос. Не мог ли Спартак быть его уроженцем? Довольно убедительно и весьма логично. Но, если уж выговор пошла о прозвищах, то почему это прозвище не может быть кличкой? Причем кличкой презрительной – ведь гладиаторы были самым неуважаемым сословием Рима. В этом случае, кличкой собачьей: именно так, Спарт или Спартак звали одну из трех собак, растерзавших своего хозяина – превращенного Артемидой в оленя Актеона. То кушать, Спартак – человек-пес, терзающий своих хозяев-римлян! Весьма интересная магия имен, однако вождя рабов назвали так еще до бунты. Но почему же, в отличие от других, этот гладиатор мог получить «нечеловеческое» имя? Объяснение может быть следующим: Спартак – не раб от рождения, и не военнопленный, ранее он был независимым человеком, даже не италиком, а римлянином. В этом случае он не мог выступать на арене под собственным именем: и к хозяину могли появиться излишние вопросы, и бывший римский гражданин понимал, что став гладиатором, он опозорил свой род. И из Италии, быть может, Спартак не ушел собственно потому, что ему некуда было уходить. Мы ведь помним, что из Цизальпинской Галлии он зачем-то повернул назад, и с пиратами, якобы, не сумел условиться. Может быть, просто не хотел уходить? Не солдаты его упросили, а, наоборот, он уговорил командиров своей армии остаться и пойти на Рим. Но, торговать в рабство граждан Римской Республики, было запрещено законом. И, тем более, нельзя было римского гражданина продать в гладиаторы. Гладиаторские бои почитались в Риме занятием настолько позорным, что даже обычных рабов нельзя было принуждать принимать в них участие без достаточного основания. Цицерон устанавливает гладиаторов в один ряд с самыми отвратительными преступниками, когда говорит, что «нет в Италии такого отравителя, гладиатора, бандита, разбойника, убивца, подделывателя завещаний, который не назвал бы Катилину своим другом». Тот же Цицерон в «Тускуланских беседах» пишет: «Вот гладиаторы, они — преступники или варвары». Не изумительно, что слово «ланиста» (владелец гладиаторской школы) в переводе на русский язык означает «палач».

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Гладиаторы, мозаика, вилла Боргезе

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Гладиатор, мозаика, вилла Боргезе

Самые счастливые из гладиаторов могли быть чрезвычайно популярны, но, тем не менее, оставались при этом париями – самыми презираемыми членами общества.

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Обучение гладиаторов, кадр из кинофильма “Спартак”, 1960 год

За что же мог быть продан в гладиаторы Спартак, если, действительно, был римским гражданином? Чем заслужил он столь тяжелое и постыдное наказание? И было ли такое вообще возможно в то время?

Годы, предшествующие восстанию Спартака, для Рима были очень тяжкими и неприятными. Совсем недавно закончилась так называемая Союзническая война (91-88 г.г. до н.э.), в которой Риму противостояли коренные племена, попытавшиеся создать на своих землях страна Италия. Победа не принесла римлянам облегчения, потому что почти сразу же началась Первая гражданская война (83-82 г.г. до н.э.), в какой на стороне Мария против Суллы выступили многие полисы италиков. И, рассказывая об армии Спартака, Саллюстий утверждает, что в ее составе бывальщины «люди, свободные духом и прославленные, бывшие бойцы и командиры армии Мария, незаконно репрессированные диктатором Суллой».

Плутарх также сообщает, что отдельный из восставших были заключены «в темницу для гладиаторов вследствие несправедливости купившего их господина, посмевшего отправить на арену римских граждан, геройски защищавших свободу от тирании Суллы».

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Сулла, против которого, если верить сообщениям Саллюстия и Плутарха, ранее воевали некоторые бойцы и командиры армии Спартака, бюст, Венеция

Варрон же прямо говорит, что «Спартак был несправедливо брошен в гладиаторы».

В прок не вполне обычного происхождения Спартака может говорить и тот факт, что в Риме постоянно бунтовали рабы, то и дело возмущалась армия, гладиаторы же до появления нашего героя, на изумление, оставались покорными своей незавидной судьбе. И даже после примера, показанного Спартаком, великолепно владеющие оружием и обреченные на неизменную гибель гладиаторы попытались взбунтоваться лишь дважды – оба раза неудачно. Во времена правления Нерона в городе Пренесте бунт гладиаторов был задушен охраной. При императоре Пробе (III век) гладиаторам удалось прорваться на улицу – но и только. А вот когда в школе Лентула Батиата оказался «незаслужено брошенный» туда (Варрон) и похожий на эллина (Плутарх) Спартак, гладиаторы вдруг восстали, и не только вырвались на свободу, но сделались громить римские легионы. Спартак, конечно же, должен был быть умелым и сильным воином, но таковых среди его товарищей по горе было немало. Удивляет другое: как полководец Спартак намного превосходил военными талантами всех своих соперников. Порой тяжело поверить, что безупречно маневрировавшей в сложнейших условиях армией мог командовать бывший раб, либо простой наемник или рядовой солдат-фракиец. Малопонятно также, откуда у чужеземца, запертого в четырех стенах гладиаторской школы, такое знание дорог и местности Италии, причем, как Нордовой, так и Южной. Горы, бурные реки, леса и болота – для Спартака этих препятствий словно не существует. Он всегда оказывается там, где желает, и всегда опережает противника. Не забудем также, что Спартак умен, явно имеет какое-то образование и, по словам Плутарха, выделяется гуманностью (по сравнению со своими соратниками, конечно же). Но, с другой стороны, почему бы получившему свободу несправедливо репрессированному римскому гражданину, человеку «независимому духом и прославленному», после первых побед не объявить свое настоящее имя и не заявить потенциальным сторонникам, что он идет в Рим, дабы восстановить правда? Ведь сторонники у него должны быть. Вот Гай Юлий Цезарь, например. Семья этого молодого честолюбца сильно пострадала от репрессий Суллы, да и сам он едва-едва спасся в то время. Сейчас Цезарь военный трибун и любимец римлян, зачем ему связываться с, мягко говоря, непопулярным Крассом, если у него будет подобный мощный союзник? Рафаэлло Джованьоли в своем романе такой союз считает вполне возможным: именно Цезарь предупреждает Спартака о том, что комплот гладиаторов раскрыт. Увы, ни Цезарь, ни кто-либо другой на союз со Спартаком не пойдет. Во-первых, он слишком скомпрометировал бы себя, поддержав поднявшихся рабов, во-вторых, сторонников у Суллы не меньше, чем у Мария, они не вернут полученные от диктатора землю, усадьбы и дома, не откажутся от мест. Начнется новая гражданская война. В этом случае Рим будет разрушен не восставшими рабами, а самими римлянами. Цезарь соображает это и потому ни в коем случае предложение Спартака не примет, а все оставшиеся в живых родственники «прославленного» человека, вероятно, будут истреблены.

Но версия о римском происхождении Спартака вступает в явное противоречие с многочисленными свидетельствами весьма и весьма уважаемых историков, утилитарны единодушно утверждающих, что он был фракийцем. Да и как бы удалось Спартаку «сойти за своего» среди настоящих фракийцев?

К тому же некоторые римские историки (Синезий, так) называют «фракийца» Спартака «галлом»: «Выходцы из Галлии Крикс и Спартак, люди из низких гладиаторов».

Орозий с ним не согласен, он уточняет: «Под начальством галлов Крикса и Эномая, и фракийца Спартака они (гладиаторы) взяли гору Везувий».

То есть, Крикс – галл, но Спартак, все-таки, как и сообщают другие авторы, фракиец. Откуда такая неразбериха? Многие исследователи вполне резонно полагают, что гладиаторы-галлы и гладиаторы-фракийцы не обязательно были настоящими галлами или фракийцами: речь может шагать не о национальности, а о вооружении бойцов. Гладиаторы, получившие галльское оружие, автоматически становились «галлами», фракийское – «фракийцами».

Плутарх строчит: «У некоего Лентула Батиата была в Капуе школа гладиаторов, из которых большинство были галлы и фракийцы».

Возникает проблема: речь, действительно, идет о выходцах из Галлии и Фракии? Или – о представителях условных «команд» (корпораций) Галлии и Фракии? А ведь среди гладиаторских корпораций бывальщины еще и «самниты», например. Не обманула ли гладиаторская специализация Спартака его поздних биографов? Может быть, их ввело в заблуждение то обстоятельство, что на манежу цирка фракиец Спартак выступал в «команде галлов»?

Живший в I-II в.в. н.э. римский историк Флор утверждает, что Спартак относился к гладиаторской корпорации мирмиллонов (по серебряной рыбке на их шлемах). Однако во времена Спартака такой корпорации еще не существовало. Но были вылитые по вооружению гладиаторы и назывались они… галлами! Итак, Спартак, действительно, мог выступать «в команде галлов», и тогда, называя нашего героя фракийцем, Афиней, Аппиан, Плутарх, Орозий и Флор все же имели в облику его национальную принадлежность, а не гладиаторскую специальность. Кстати, на конном портрете нашего героя, обнаруженном в Помпеях в 1927 г., он держит в длани не совсем обычный короткий широкий меч, похожий на галльский – но не боевой, а гладиаторский (боевой галльский меч – более длинный и не такой размашистый).

Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора

Фрагмент настенной фрески в Помпеях, реконструкция

Плутарх пишет о том, что гладиаторы с радостью поменяли свое «позорное» оружие на сегодняшнее – боевое. После ряда побед Спартак, разумеется, мог выбрать себе любой трофейный меч, самый дорогой или красивый, но на заключительную битву он, видимо, пошел с оружием, которым владел лучше всего.

Так кем же на самом деле был Спартак? Возможно, когда-нибудь историками будут отворены документы, которые прольют новый свет на личность знаменитого вождя римских рабов.

Источник


Спартак: человек ниоткуда. Секрет личности знаменитого гладиатора